Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Пятница, 24.11.2017, 08:42

Тема семинарских занятий:

«Государство и общество в произведениях крупнейших политических мыслителей нового и новейшего времени»


        

            Цель предлагаемых семинарских занятий – углубить знания студентов, полученные на лекциях,  через изучение истории взглядов на государство и общество и их воплощения в общественной практике. Выбор тем продиктован задачей показать эволюцию  идей и представлений, господствовавших  на протяжении нового и новейшего времени и определивших лицо  современного общества.

            Для подготовки к семинару студент должен ознакомится с основным источником, который будет являться предметом обсуждения на семинаре. Для лучшей подготовки к занятию необходимо обратиться к дополнительным источникам. Затем студент должен изучить литературу как обязательную, так и дополнительную – 2-3 монографии или статьи по выбору. Для большей эффективности и расширения возможностей подготовки учащихся к семинару в списке представлены ссылки на материалы из сети Интернет: источники, статьи, биографии и др.

            При подготовке необходимо придерживаться вопросов, предложенных преподавателем. Работа на семинаре оценивается с точки зрения: хорошего владения материалом источника, подготовки по всем предложенным вопросам, знания основных историографических концепций, идей, а также умения дать самостоятельную оценку тем или иным взглядам, представлениям, понимания их роли в формировании новой политической культуры.



ТЕМА 1. Политическая теория эпохи Возрождения. Никколо Макиавелли.    (2 часа)

Вопросы для подготовки:
1.      Итальянские государства в эпоху Возрождения: политическая и социальная структура.

2. Н. Макиавелли - писатель, историк, государственный служащий.

3. Государство в оценки Макиавелли (виды государства, формы правления, государственные институты: церковь, армия и т.д.)

4. Образ идеального правителя: его характер, воспитание, образ жизни, черты личности, отношения с подданными.

5. Споры о наследии Макиавелли и роль новых идей в политической модернизации.


Источник:

Макиавелли Н. Государь (любое издание). http://www.krotov.info/acts/16/possevino/mac_047.html 


Дополнительные источники:

Макиавелли Н. История Флоренции / Под ред. В.И. Рутенбурга. Л., 1973.

Он же. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия (любое изд.).



Обязательная литература:

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. (гл. о Макиавелли)

Жиль К. Макиавелли. М.: Молодая гвардия, 2005. (серия ЖЗЛ).



Литература (2-3 работы по выбору):

Баткин Л.М.  Европейский человек наедине с собой. М., РГГУ, 2000 (гл. о Макиавелли).

Брагина Л.М. Социально- этические взгляды итальянских гуманистов. М., 1983.

Буркхард Я. Культура Италии в Эпоху Возрождения. М., 2001.

Дживелегов А.К. Творцы Итальянского Возрождения. Т.1-2. М., Терра, 1998.

Рутенбург  В.И. Титаны Возрождения. М.: Прогресс, 1989 (1976).

Он же. Жизнь и творчество Н. Макьавелли // Макьявелли Н. История Флоренции …



ТЕМА 2.  Социальные утопии эпохи Возрождения. (2 часа)

Вопросы для подготовки:
1.      Влияние эпоха Гуманизма, Реформации и Великих географических открытий на формирование утопического сознания. Литературные и философские источники утопий.

2.      «Утопия» Томаса Мора:

а) Томас Мор – политический деятель, гуманист, святой;

в) критика современного общества в «Утопии» (первая книга);

г) политическое и социальное устройство идеального государства;

д) труд и отдых; преступления и наказания; воспитание и обучение; женщины и семья; религиозные верования, быт;

3.       «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы:

а) Томмазо Кампанелла – ученый, богослов, заговорщик;

в) политическое и социальное устройство соляриев;

д) астрология и религия,  воспитание и обучение, наказания, отношения между мужчинами и женщинами, положение женщин. 

4. Что такое утопии (идея коммунистического общества, религиозное откровение, антиутопия, фантастика)? Роль утопий в истории общественной мысли.



Источники:

Мор Т. Утопия. В кн.: Мор Т. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III. М.:Наука, 1998. (или др. издание).

Кампанелла Т. Город солнца (любое издание).



Обязательная литература:

Бонташ П.К. Томас Мор. М., 1983.

Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла. М.: Мысль, 1969.

Осиновский И.Н. Ренессансный антропоцентризм Т. Мора// Англия и Европа: проблемы истории и историографии. Арзамас, 2001.



Литература (2-3 по выбору):

Варшавский А.С. Опередивший время. М., 1967 (1962).

Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М.: Наука, 1991.

Осиновский И.Н. Томас Мор: утопический гуманизм, коммунизм, реформация. М., 1978.

Он же. Томас Мор. М., 1985 (1974).

Штекли А.Э. Утопии и социализм. М.: Наука, 1993.

Он же. «Город солнца»: Утопия и наука. М.: Наука, 1978.

Он же. Томмазо Кампанелла (любое издание, серия: ЖЗЛ)  

 

Тема 4: Общество и государство в концепции французских просветителей: Ш. де Монтескье (2 часа)

Вопросы для подготовки:

1. Эпоха Просвещения в Европе и во Франции (условия возникновения новой политической культуры, общие черты, особенности во Франции, основные идеи, представители).

2. Ш. Монтескье, его творчество и политическая деятельность.

3. «Персидские письма»: французское общество и монархия глазами перса.

4. «О духе законов»:

а) принципы законодательства;

б) формы правления и их основной принцип;

в) представления о монархии у Монтескье.

5. Роль идей Просвещения в формировании новой политической культуры в Европе ( влияние теории Монтескье на законодательство американской и французской революций).

 

Источники:

Монтескье Ш. О духе законов //Избранные произведения. М., 1955. – выборочно (Предисловие, Кн.1-5, 8, 11-14, 19, 28, 30).

Эл.ресурс: http://c-bajun-v.narod.ru/duh_zakon.html

Монтескье Ш. Персидские письма (любое издание).

Эл. ресурс: http://lib.ru/INOOLD/MONTESK/persid.txt

 

Обязательная литература:

Чепурина М. Общественное мнение во Франции на исходе «Старого порядка». Эл. ресурс: статья Чепуриной http://mmj.ru/index.php?id=39&article=171&type=98

Общественно-политическая мысль европейского Просвещения. М., 2002 (Ч. 2).

Плавинская Н.Ю. Монархия и республика Монтескье //Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995. С.193-202.

Плавинская Н.Ю. «Дух законов» Монтескье и публицистика Великой французской революции (1789-1799)//От старого порядка к революции Л.: Изд-во ЛГУ. 1988. с.145-155. Эл. ресурс Плавинская: http://larevolution.ru/books/Plavinskaya.html

 

Дополнительная литература:

Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла или рождение суверенной личности. М., 1995.

Французское Просвещение и революция. М., 1989 (Ч. 2).

А.Янов Монтескье против Маркса//Общественные науки и современность. 1992. N 1. С. 86-89. Эл. ресурс:  http://ecsocman.hse.ru/ons/msg/205134.html

биография Монтескье http://bibliotekar.ru/filosofia/45.htm

биография Монтескье http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?id=1562&p=1&sait=3

Тема 4: Французская революция в оценке современников. Рождение консервативной идеологии. (2 часа)

Вопросы для подготовки:

  1. Французская революция  XVIII в.: причины, основные этапы, законодательство, судьба королевской власти, итоги.
  2. Э.Берк – писатель и политик.
  3. Оценка Французской революции у Э.Берка:

а) причины революции;

      б) состав и деятельность Национального собрания, других органов  власти;

      в) отношение к монархии и её судьбе;

      г) насилие и революция.

      д) революции французская и английская.

  1. Значение и смысл революции в трактовке Ж. Де Местра:

А) причины;

Б) свержение монархии;

В) насилие и война;

Г) революция и Церковь, духовенство во время революции;

Д) высший смысл революции.

5. Э. Бёрк, Ж. де Местр и эволюция консервативной мысли в XIX-XX вв. (основные этапы).

     

Источники:

Берк Э. Размышления о революции во Франции (любое издание). http://krotov.info/libr_min/02_b/er/ke.htm

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/berk_razm.php

Де Местр Ж.  Рассуждения о Франции. М., 1997. http://krotov.info/library/13_m/es/str_12.htm

http://1789-fr.ru/Books/Maistr-0.html

 

Дополнительный источник:

Де Местр Ж. Санкт-Петербургские вечера. СПб., 1998.

 

Литература:

Виат О. Граф Жозеф де Местр // Ж. де Местр. Санкт-Петербургские вечера. СПб., 1998.  http://krotov.info/spravki/history_bio/19_bio/1821_maistr.htm

Генифе П.. (Париж) «Рассуждения о Франции» Ж. де Местра и Французская революция.  (Перевод с франц. Е.И Лебедевой)// Французский ежегодник. 2003.

Дегтярева М.И. Теология Жозефа де Местра // Французский ежегодник. 2004

Соловьев В. Жозеф де Местр http://krotov.info/library/18_s/solovyov/10_429.html

Фюре Ф. Постижение Французской Революции. Спб., 1998.

Хобсбаум Э. Эхо Марсельезы. М., 1991.

Чудинов А.В. "Первый анархист" или "основоположник консерватизма"? (К вопросу о политическом идеале Эдмунда Берка)// Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995. С.127-140.

Чудинов А.В. Эдмунд Берк - критик Французской революции// Чудинов А.В.  Размышления англичан о Французской революции: Э.Берк, Дж.Макинтош, У.Годвин. М., 1996. http://1789-fr.ru/Tchoud_Burke2.html

Фёдорова М.М. Либеральный консерватизм и консервативный либерализм // От абсолюта свободы к романтике равенства (из истории политической философии). М., 1994. С. 57-83. http://1789-fr.ru/Fedorova.html