Учебно-методический комплекс “ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ» для студентов заочного отделения  


История мировых цивилизаций
Преподаватель – Кущёва Марина Валерьевна

E-mail: kusheva@mail.ru
Учебно-методический сайт: www.worldcivilizations.narod.ru


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей тетради студента (ВСЕМ ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАТЬ!)
Уважаемые студенты! Рабочая тетрадь студента (в дальнейшем - РСТ) должна быть заполнена в соответсвии с моими требованиями и точно по вопросам. Каждому ответу должен предшествовать вопрос, т.е. не удаляйте сами вопросы.
Методика работы: вы читаете предварительные замечания к каждому разделу, потом читаете предложенные отрывки из учебной, научной литературы и источников, после чего приступаете к ответам на вопрос, заполняете таблицы, пишите эссе и т.д. Ответы являются формой отчетности за пройденный материал. Ничего самостоятельно искать не надо, все тексы выкладываются. НО (!!!), вопросы составлены таким образом, чтобы вы могли дать на них самостоятельный ответ. Для ответов надо что-то проанализировать, сравнить, подумать, сделать выводы и т.д. Ответы показывают степень освоения материала, а также уровень вашего логического мышления, творческих способностей, конкретных учебных и научных навыков и т.п.
НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДВУХ И БОЛЕЕ ОДИНАКОВЫХ ТЕТРАДЕЙ, ОТВЕТОВ (КРОМЕ ОДНОЗНАЧНЫХ) ИЛИ СОВПАДАЮЩИХ КРУПНЫХ КУСКОВ!!! Даже учитывая то, что вы читаете одинаковый материал, каждый по-своему видит проблему и формулирует ответ. Никакие отговорки ("мы вместе делали", "интернет у всех одинаковый" и т.д.) не принимаются. За одинаковые тетради (кроме первой) высталяется 0 баллов с правом 1 раз переделать в короткие сроки.
Заполненная РТС должна быть сдана заблаговременно.
Для лучшего ознакомления с эпохой можно посмотреть один или несколько художественных фильмов на историческую тематику. Примерный список фильмов по новой и новейшей истории (немного устаревший) есть на сайте http://worldcivilizations.narod.ru (страница «Художественные фильмы»). Фильм по античной и средневековой истории студент может выбрать самостоятельно (по другим периодам это тоже не возбраняется). Студент может написать краткий отчёт (впечатление-рецензия с историческим разбором), и получить за эту работу дополнительный балл к оценке.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
По всему курсу:
Всемирная история / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ-Дана. 2009 (или любое др. издание).
Текст учебника в интернет-проекте «Библиотека Гумер»: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Polak/index.php
Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. М.: ЭКСМО, 2010 (или любое другое издание).
Хачатурян Я. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX в. М.: Дрофа, 1999.

По отдельным периодам истории:
Раздел 1-2. История нового времени
Родригес А.М., Пономарев М.В., Мельянцев В.А. Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. В 3 частях, М.: Владос, 2005. Часть 1.
Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX века/Под ред. РОдригеса А.М.. Пономарева М.В. В 3 частях. М.: Владос, 2008. Часть 3
История Нового времени. 1600-1799 годы /Под ред. А.Чудинова, Д. Бовыкина. М.: Академия, 2009.
Новая история стран Европы и Америки. Первый период / Под ред. Е.Е. Юровской и И.М. Кривогуза. М., 2002 (1997).
Новая история стран Европы и Америки. Второй период / Под ред. И.М. Кривогуза и Е.Е. Юровской. М., 1998.
Раздел 3. Новейшая история.
Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. В 3-х ч. / Под ред. Пономарёва М.В., Родригеса А.М., М.: Владос, 2004-2005.
Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945 гг.). Курс лекций. М., 2001.
Язьков Е.Ф. История новейшего времени стран Европы и Америки. 1918-1945 гг. М.: Анабасис, 2004.


РАБОЧУЮ ТЕТРАДЬ ЗАПОЛНЯЕМ И ВЫСЫЛАЕМ НА АДРЕС kusheva@mail.ru
ПРИ ОТВЕТЕ СОХРАНЯЙТЕ ВОПРОСЫ И НОМЕР (НАЗВАНИЕ) ОТРЫВКА! ОТВЕТЫ ПЕЧАТАЙТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ПОД КАЖДЫМ ВОПРОСОМ. САМИ ОТРЫВКИ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ ИЛИ ВЫРЕЗАТЬ.
Рабочая тетрадь студента заочного отделения
___________________________(факультет)
________________________(специальность)
_______________________________________________________________(ФИО)

Раздел 1. Античная цивилизация (Древняя Греция и Древний Рим)
На Балканском полуострове в I тыс. до н. э. сложилась древнейшая европейская цивилизация. Основные черты строя, характерного для Центрального и Западного Средиземноморья (Греция и Рим), существенно отличались от общественного устройства древнего Востока, что дает возможность говорить об особом, так называемом античном типе общества и государства. Студентам следует уяснить его основополагающие характеристики, связать их с особенностями природных и исторических условий Греции и Рима.
На базе античной формы собственности развивается полисная организация общества. Студентам следует запомнить, что полис - это, прежде всего, коллектив граждан, землевладельцев и воинов, обладавших целой совокупностью прав и обязанностей; община, превратившаяся в государство (на Востоке государство встает над общиной) и эксплуатирующая неграждан. Обычный перевод термина "полис" - "город-государства" также правомерен, так как отражает одну из важных особенностей античности как городской цивилизации.
Помимо общей характеристики античности и ее отличий от древневосточного типа общества и государства, студентам следует знать основные периоды и важнейшие события истории древней Греции; условия формирования главных греческих государств и, в связи с этим, различные типы полисов (Афины и Спарта).
Изучая историю древнего Рима, необходимо иметь в виду, что римское общество - также полисного типа, но с рядом своеобразных черт, обусловленных особенностями его формирования (борьба плебеев и патрициев; постоянные войны за расширение территории). Следует глубоко вдуматься в причины гражданских войн I в. н. э. и падения республики (восстания рабов; обострение социальной борьбы; невозможность управления колоссальной державой при помощи полисных механизмов).
Занимаясь историей императорского Рима, студентам надлежит понять сущность принципата (соединение монархических и республиканских начал) как нового типа государственного устройства; знать последовательность развития от принципата к доминату (неограниченной монархии), события, которые считаются условной границей истории древнего мира (падение Западной Римской империи).

Прочитайте отрывок из монографий и учебных пособий и ответьте на вопросы после каждого отрывка.

Отрывок 1. Андре Боннар «Греческая цивилизация».
Что же собой представляла страна, которой суждено было стать Элладой? Какие средства к существованию предоставляла она и какие препятствия воздвигала на непроторенном пути первобытного народа, движение которого к цивилизации в течение длительного исторического периода было столь трудным?
Отметим два основных фактора: горы и море. Греция сильно гористая страна, хотя в ней и нет вершин, достигающих трех тысяч метров. Но горы там всюду, склоны их сбегают и поднимаются во все стороны, порой очень круто. Древние проложили по ним прямые тропинки, никогда не прибегая к обходным дорогам: они поднимались напрямик, высекая ступени в скале в самых крутых местах. Эти своевольно поднимающиеся повсюду горы делили страну на множество мелких округов (кантонов), причем большинство из них имели выход к морю. Такой рельеф создавал благоприятные условия для той политической организации, которую греки назвали полисом.
Государство принимает форму кантона. Маленькую территорию легко защищать. Жители, естественно, к ней привязаны. Для этого не требуется не только идеологии, но и географической карты. Поднявшись на любую вершину, вы одним взглядом окидываете всю свою страну. У подножия склонов или в долинах раскинулось несколько деревень. Селение побольше, выстроенное на акрополе, является административным центром. В случае неприятельского вторжения эта крепость служит убежищем для жителей окрестных деревень; в редкие периоды мира между полисами там расположен рынок. Укрепленный акрополь служит основой, вокруг которой складывается городской строй. Города не основывают на самом берегу моря — ведь страшны пираты, — однако их строят не слишком далеко от моря, чтобы иметь возможность располагать морской гаванью.
Деревни, окруженные полями, и укрепленное поселение полугородского типа — таковы отдельные и вместе с тем тесно спаянные элементы греческого государства. Афинский полис — это в одинаковой степени деревня с пашнями вокруг и город с его лавками, гаванью и кораблями, это весь афинский народ, отгороженный стеной из гор и с окном на море: это кантон, который именуется Аттикой.
Кругом — десятки таких же полисов в точно таком же обрамлении. Эти многочисленные города соперничают между собой на разных поприщах — политическом и экономическом, и приводит это всегда к войне. Греческие полисы никогда не заключают мира, а только договоры о перемирии: сроки их кратки — пять, десять лет, самое большое — тридцать. Но война возобновляется обычно еще до истечения срока. В греческой истории насчитывается больше тридцатилетних войн, чем тридцатилетних периодов мира.
Но временами извечное греческое соперничество заслуживает более благородного наименования — соревнования. Это соревнование спортивное и культурное. Состязание представляет одну из излюбленных форм любого вида греческой деятельности. Всенародные олимпийские и некоторые другие состязания заставляли воюющие стороны на время отложить оружие. В дни этих торжеств послы, атлеты и толпы людей беспрепятственно путешествуют по дорогам Греции. Внутри полисов существуют точно так же многочисленные формы состязаний между гражданами. В Афинах устраивались конкурсы трагедий, комедий и лирической поэзии. Награда бывала невелика: поэтов венчали лавровым венком или преподносили им корзину винных ягод (фиг), но слава их была велика. Иногда победителя увековечивали, устанавливая в его честь памятник. Софокл после «Антигоны» был избран в военачальники. Ему посчастливилось с честью провести порученные ему военные операции. В Дельфах устраивалось под покровительством Аполлона или Диониса состязание певцов — они пели под аккомпанемент флейт и лир. Исполнялись военные песни, свадебные или похоронные. В Спарте и кое-где еще устраивались состязания плясунов. Афины и другие города организовывали конкурсы красоты — между мужчинами и между женщинами, смотря по месту, где они устраивались. Победитель на афинском конкурсе мужской красоты награждался щитом.
Слава спортивных побед, одержанных в крупных национальных состязаниях, принадлежит не только всему народу, но и полису победителя. Самые известные поэты — Пиндар и Симонид — посвящали этим победам целые лирические композиции; в них средствами музыки, танца и поэзии прославляются величие и заслуги общины, чьим посланцем являлся победивший атлет. Случалось, что победителя удостаивали высшей награды, какой только можно почтить человека, оказавшего услугу своей родине: он становится пенсионером полиса — город его кормит и поселяет в пританее, то есть в городской ратуше.
Пока длятся национальные игры, не только складывают оружие войска, но в судах не разбираются дела и откладывают казни. Эти передышки длятся, правда, несколько дней, но иногда и целый месяц.
Постоянные войны между полисами — неизлечимая язва греческого народа, со временем она станет для него смертельной. Греки никогда не смогли перешагнуть рамки города-государства, разве только в мечтах. Гористая цепь, замыкающая отовсюду их горизонт и защищающая полис, одновременно словно сдерживала желание всех этих народностей быть в первую очередь греками: они чувствовали себя прежде всего афинянами, фиванцами или спартанцами. Союзы, унии и федерации полисов были недолговечны, быстро расторгались и распадались скорее из-за внутренних причин, чем разрушались под действием внешних ударов. Как правило, более сильный полис, являвшийся главным членом союза, начинал очень быстро обращаться как с подданными с теми, кого из вежливости он еще соглашался называть своими союзниками: союз превращался в зависимость; с более слабых партнеров взимают дань и тяжелую военную контрибуцию.
И все же не было ни одного греческого полиса, который бы не ощущал очень остро своей принадлежности к эллинской общности. От Сицилии до Азии, от городов на африканском побережье до расположенных за Босфором, вплоть до Крыма и Кавказа, «эллины едины по крови, — пишет Геродот, — говорят на одном языке, имеют одних богов, одни храмы, приносят те же жертвы, имеют одинаковые обычаи и нравы». Вступить в союз с варварами против других греков считается изменой.
В слово «варвар» не вкладывается уничижительного смысла: это просто иностранец, не грек, тот, кто говорит на странном языке, производящем впечатление птичьих голосов, какого-то бормотанья: «бар-бар-бар». Ласточка тоже щебечет на варварском языке. Греки не презирают варваров, они восхищаются цивилизацией египтян, халдеев и других народов, но они чувствуют себя отличными от них тем, что любят свою свободу и не хотят быть «ничьими рабами».
«Для рабства варвар рожден, а грек для свободы» — именно ради этого гибнет Ифигения. (В этом есть оттенок расизма.)
Опасность варварского вторжения заставляет греков объединиться. Отнюдь не всех и ненадолго: Саламин и Платеи объединяют Грецию не более чем на год. Это скорее тема для ораторских выступлений, чем реальная действительность. В битве при Платеях греческая армия сражается не только с персами, но и с многочисленными армиями греческих городов, завербованными захватчиками. Великая война за национальную независимость является одновременно и войной междоусобной. Позднее распри между греческими городами проложат путь для македонян и римлян.

ВОПРОСЫ
1. Какие особенности греческой цивилизации выделяет автор (назовите не менее трех).
2. Было ли греческое государство единым, что означало слово «эллин»?

Отрывок 2. И.В. Лысак. Культура древности и средневековья: учебное пособие.
Греческий полис как феномен культуры. Спарта и Афины
В архаической период основной формой государственности в Греции становятся полисы - города-государства, возникающие первоначально как объединение ряда сельскохозяйственных общин. Полис может рассматриваться как воплощение античной модели мира в социальной сфере. Для грека полис был тем местом, где человек чувствовал себя человеком, где он находился под покровительством богов, именем которых был создан город. В стенах города человек мог не бояться врагов, в городе он являлся членом гражданского коллектива, жизнь которого регулируется законами, и был защищен от произвола. Обязательной составной частью полисного устройства было народное собрание. Полноправные граждане принимали участие в политической жизни и управление государством. Полис защищал своих граждан и гарантировал им свободу. Следует учитывать, что полис был общественной формой, наиболее полно соответствовавшей уровню развития производительных сил античного мира. Основой производства в нем оставалась земля, основным занятием - сельское хозяйство. Гражданином полиса являлся тот, у кого был участок земли. Землю обрабатывал семейный коллектив. Взаимодействуя между собой, такие семьи образовывали город-государство. Попадая в город извне и не имея земли, люди не могли стать полноправными гражданами, они образовывали слой людей второго сорта. Гражданский коллектив каждого города был замкнут и противостоял окружающему миру. Таким образом, основными чертами полиса являются связь с землей, натуральное хозяйство, иерархичность замкну¬того гражданского коллектива, самоуправление и наличие гражданской солидарности. Следует также учитывать, что материальные и духовные достижения античных полисов во многом базировались на использовании рабского труда. Распространение последнего давало гражданам греческих полисов необходимый досуг и открывало возможность для занятий наукой и искусством.
В классический период ведущими центрами греческого мира становятся полисы Балканской Греции - Спарта и Афины, представлявшие собой два своеобразных типа греческих государств, во многом противоположных друг другу и в то же время отличных и от колониально-островной Греции.
Своеобразием своего социального строя и быта Спарта в немалой степе¬ни обязана природным условиям. Спарта находилась в южной части Балканского полуострова - в Пелопоннесе. Юг Пелопоннеса, где находилась древняя Спарта, занимают две равнины - Лаконская и Мессенская, разделяемые высоким горным хребтом Тайгетом. Лаконская долина, орошаемая рекой Эврот, собственно, и была основной территорией Спарты. С севера Лаконская долина замыкалась высокими горами, а на юге терялась в пространстве малярийных болот, тянувшихся до самого моря. Собственно долина размером 30х10 километров - это и есть территория древней Спарты, местность плодородная, бога¬тая пастбищами и удобная для посевов. Однако Лаконская долина не имела удобных гаваней. Отрезанность от моря предрасполагала спартанцев к замкнутости, с одной стороны, и захватническим порывам в отношении их соседей, с другой. Уже в VIII в. до н.э. Спарта подчинила себе некоторые области Южной Лаконии и остров Киферу, а затем Мессению.
Главная особенность спартанского государственного строя заключалась в сочетании сильной государственности с родовыми учреждениями. Многие спартанские учреждения и обычаи связываются с именем полулегендарного спартанского законодателя, мудреца Ликурга. Легенда представляет Ликурга дядей и воспитателем молодого спартанского царя, фактически управлявшего всем государством приблизительно в VIII в. По совету дельфийского оракула
Ликург в качестве исполнителя божественной воли обнародовал ретру, которая заложила основы спартанского государства. Кроме того, Ликургу приписывали земельную реформу. Считалось, что он разделил всю занимаемую Спартой территорию на девять или десять тысяч равных участков (клеров) по числу спартиатов-мужчин, составлявших ополчение. После этого, рассказывает предание, Ликург, считая свою реформу законченной и цель своей жизни выполненной, покинул Спарту, предварительно обязав граждан клятвой не нарушать принятых им законов. После смерти Ликурга в Спарте в его честь был выстроен храм, а сам он объявлен героем и богом.
По отношению к гражданам-спартиатам спартанское государственное устройство было демократией, а по отношению к массе зависимого населения - олигархией, то есть господством немногих. Число равноправных спартиатов исчислялось в девять или десять тысяч человек. Все способные носить оружие и вооружаться за собственный счет спартиаты составляли «общину равных» -военную общину с коллективной собственностью и коллективной рабочей силой. Все члены общины считались равноправными. Покоренное же спартиатами население оказалось на положении илотов («пленных»), не обладающих никакими правами и личной безопасностью. Именно илоты обрабатывали зе¬лю, отдавая спартиатам половину урожая и приплод скота. Опасаясь восстаний илотов, спартиаты каждый год производили криптии - тайные ночные убийства илотов, имевшие целью внушить им страх и покорность.
Государственное устройство Спарты сохранило целый ряд архаических черт. Во главе государства стояли два царя, представлявшие древнейшие роды Агиадов и Эврипонтидов. Цари (архагеты) командовали ополчением, причем в поход отправлялся только один из них, разбирали дела, касавшиеся семейного права, и исполняли некоторые жреческие функции. Высшим политическим органом в Спарте был Совет старейшин, или герусия. Герусия состояла из 30 человек: 2-х царей и 28 геронтов, избираемых народным собранием из влиятельных спартанских родов. Само народное собрание (апелла) собиралось один раз в месяц, выносило решения по всем вопросам, касавшимся войны и мира, и выбирало членов герусии и эфоров. Последние набирали ополчение, сопровождали царей в походах и контролировали их действия. Они обладали судебной властью и могли привлекать к ответственности даже царей.
Вся жизнь в Спарте имела военный характер. Большую часть своего времени спартанцы-воины проводили вместе в укрепленном лагере на горе. Как в походе, так и в мирное время спартанцы делились на взводы - эномотии, занимались военными упражнениями, гимнастикой, фехтованием, борьбой и лишь на ночь возвращались домой к своим семьям. Каждый спартанец приносил из своего дома определенное количество продуктов для общих товарищеских обедов - фидитий. Дома обедали только жены и дети. Чтобы замедлить социальное расслоение, в Спарте был затруднен обмен, в ходу были громоздкие и неудобные железные деньги.
Ретрами назывались краткие изречения в виде формул, заключавшие в себе какие-либо важные постановления и законы.
С самого рождения и до конца жизни спартанец не принадлежал самому себе. Отец новорожденного ребенка не мог воспитывать его без предварительного разрешения на то геронтов. Они должны были освидетельствовать ребенка и либо оставить в живых, если ребенок был сильным и крепким, либо сбросить со скалы Тайгет. В основу спартанского воспитания было положено два при¬ципа: побеждать в сражении и повиноваться. Молодые спартанцы круглый год ходили без обуви и носили грубую одежду. Большую часть времени они проводили в школах (гимнасиях), где занимались физическими упражнениями, спор¬том и обучались грамоте. Спартанец должен был говорить просто, кратко, по-лаконски (лаконически). Спартанские гимнасиасты вместе пили, ели и спали. Спали они на жестких подстилках из тростника, приготовленных собственными руками, без ножа. Для проверки физической выносливости подростков в храме Артемиды устраивались настоящие бичевания. С целью приучить юношей к выносливости им назначались трудные работы, которые они должны были выполнять без всякого возражения и ропота. Такому военному обучению способствовало то обстоятельство, что Спарта являлась военным лагерем посреди порабощенного населения окружающих областей, главным образом Мессении.
Крепкие физически и хорошо дисциплинированные спартанцы были прекрасно вооружены. Спартанское войско делилось на отряды (лохи, впоследствии моры) по пятьсот человек. Мелкой боевой единицей была эномотия, состоявшая приблизительно из сорока человек. Тяжеловооруженные пехотинцы (гоплиты) составляли главную военную силу Спарты. До самого конца греко-персидских войн спартанская фаланга гоплитов считалась образцовой и непобедимой армией.
Немалое внимание в Спарте уделялось и воспитанию женщин. До замужества молодые спартанки занимались теми же физическими упражнениями, что и мужчины: бегали, боролись, бросали диск, бились в кулачном бою. Воспитание женщин рассматривалось как важнейшая государственная функция, ибо на них лежала обязанность рождения здоровых детей. Выйдя замуж, спартанка занималась рождением и воспитанием детей. Бездетные браки в Спарте расторгались.
Афинское государство образовалось в Средней Греции, в области Ат¬тика. Аттика представляет собой полуостров, треугольником выступающий в Эгейское море. Центральная часть Аттики (Месогея) окружена горными хребтами. Река Кефис разрезает долину на две части и соединяет равнину с морем. На западном берегу Аттика имеет несколько естественных гаваней: Фалер, Пи-рей (Мунихия) и др. Природные условия оказали свое влияние на историю Аттики. Оставаясь в основном земледельческой страной садоводов, огородников, скотоводов и пчеловодов, Аттика при наличии хороших бухт и гаваней вела значительную торговлю и имела развитое ремесленное производство. Большую часть ее населения составляли средние и мелкие земледельцы - геоморы, ремесленники - демиурги, торговцы и феты[2]. Низший слой аттического общества составляли рабы, число которых с каждым столетием возрастало.
Феты - низшая цензовая группа гражданского населения в Аттике.
Верховная власть в Аттике несколько столетий принадлежала афинским басилеям. Около VIII в. до н.э. царская власть в Афинах исчезает, после чего во главе Афин стояли избранные из эвпатридов правители - архонты. Сначала эта должность была пожизненной, затем архонты избирались на 10 лет и, наконец, на один год. Первоначально избирался только один архонт, около середины VI в. до н.э. образовалась коллегия девяти архонтов. По выполнении срока полномочий архонты вступали в ареопаг - высший государственный совет. В ареопаге разбирались уголовные дела, в особенности дела об убийствах. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды, члены самых влиятельных афинских родов.
С середины VII в. до н.э. в Аттике нарастал социальный кризис. Часть эвпатридов, владевшая землями, занимавшаяся торговлей и ростовщичеством, богатела, большинство же населения разорялось, попадало в долговую зависимость от знати, причем заимодавцы могли даже обращать своих должников в рабство и продавать их за границу. Кроме того, демос (народ) стремился ограничить политическую власть аристократии. Первой серьезной уступкой со стороны эвпатридов было издание писаных законов. В 621 г. до н.э. одному из архонтов, Драконту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право. Так возникли законы Драконта. Согласно преданию, данные законы отличались необыкновенной суровостью. Смертная казнь полагалась даже за такие преступления, как праздность, кража овощей и плодов. «Законы Драконта написаны не чернилами, а кровью», - так характеризовали их сами греки. Рассказывали, что когда спросили самого законодателя, почему он почти за все преступления назначал смертную казнь, то Драконт ответил, что незначительные проступки, по его мнению, заслуживают этого наказания, для крупных же он не мог придумать большего. Больше всего выгод от введения писаного права получил верхний слой демоса, в особенности проживавшие в Афинах иностранцы (метэки). Метэки, купцы и ремесленники были заинтересованы в фиксации твердых правовых норм для торговых и денежных операций. Писаное право охраняло частную собственность и вносило порядок в имущественные и деловые отношения.
Политические преобразования в Афинах в начале VI в до н.э. были продолжены Солоном (между 640 и 635 - ок. 555 гг. до н.э.), который в 594 г. до н.э. был выбран первым архонтом, наделенным широкими полномочиями «от¬менять или сохранять существующий порядок или вводить новый», быть «по¬средником, законодателем и примирителем». Он запретил продажу свободных в рабство, увеличив таким образом число средних земельных собственников -главной социальной опоры Афинского полиса. В результате реформ Солона в Афинах установилась тимократия (тиме - имущественный ценз). По имущественному цензу все население Аттики делилось на четыре разряда. За основу ценза был принят земельный ценз - доход, получаемый с земли. На гражданах каждого разряда лежала обязанность несения военной службы, снаряжения на личные средства и отправления в поход лично и в сопровождении своих рабов и зависимых людей. Первый и второй разряды составляли кавалерию, третий -тяжеловооруженную пехоту (гоплитов), четвертый - легковооруженную пехоту.
Высшим институтом власти по законам Солона признавался весь народ. В народном собрании (экклесии) могли участвовать все взрослые афинские граждане. Экклексия выбирала всех должностных лиц, но избранными на государственные должности могли быть только граждане первых разрядов. Вторым демократическим органом был введенный Солоном суд присяжных (гелиея) -высший судебный орган Афин. Подготовительная работа по делам, поступавшим на рассмотрение и решение экклексии, возлагалась на вновь созданный совет четырехсот. Ареопаг хотя и сохранился, но его права были сильно урезаны. Законодательство Солона заложило основы афинской демократии.
Дальнейшая демократизация афинского политического строя связана с именем Клисфена (VI в. до н.э.). Он разделил Аттику по территориальному принципу на три округа: 1) город; 2) внутренняя центральная полоса; 3) береговая полоса. Каждый округ состоял из 10 частей - триттий. Три триттии, по одной из каждого округа, составляли одну новую филу (до этого филами именовались старые племенные союзы). Таким образом, существовало 10 территориальных фил. Тем самым значение родовых фил и влиятельных их членов (эвпатридов) уменьшилось. Мелкой сельской единицей внутри триттии был дем. Он являлся одновременно хозяйственной, административной, культовой, воен¬ной и политической структурой. С демом человек был связан со дня рождения. В 18 лет он заносился выборным демархом (старостой) в гражданские и военные списки и считался совершеннолетним, а с 20 лет получал все гражданские права. При составлении списков демотов в число афинских граждан было зане-сено много метэков (переселенцев) и вольноотпущенников. Каждый из граждан мог быть избран по жребию в члены вновь созданного совета пятисот (буле), заменившего прежний совет четырехсот. Новый совет состоял из пяти¬сот человек, выбираемых по пятьдесят от каждой филы. Внутри филы голоса разделялись по демам. Клисфеном была создана коллегия из десяти стратегов - предводителей афинского ополчения, в порядке очереди сменявших друг друга в главном командовании.
В целях предохранения государства от возможного переворота и захвата власти тираном Клисфен установил экстраординарный «суд черепков» - ост¬ракизм. Его сущность заключалась в следующем: каждый год весной созыва¬лось экстренное народное собрание, определявшее голосованием, нужно ли произвести остракизм, то есть нет ли среди граждан кого-либо опасного для гражданской свободы. Если таковые оказывались, то собрание созывалось вто-рично, и тогда каждый гражданин писал на глиняном черепке (остраконе) имя того, кто, по его мнению, был опасен для гражданской свободы. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на десять лет, по истечению которых он возвращался в Афины и ему возвращались гражданские права.
Законодательство Клисфена завершило реформы, начатые Солоном. Сами греки считали именно Клисфена родоначальником афинской демократии.
Расцвет афинской демократии приходится на время правления Перикла, который в звании первого стратега руководил Афинским государством 15 лет (443-429 гг. до н.э.). К этому времени окончательно сложилось демократическое устройство государства в его классической форме. Верховным органом Афинского государства признавалось народное собрание, или экклесия. При Перикле экклесия превратилась в регулярно действующий высший политический орган. Она собиралось от двух до четырех раз в месяц в Афинах, на пригородном холме Пниксе. Экклесия решала все важнейшие дела общины, вопросы войны и мира, продовольственного снабжение города, принимала отчеты должностных лиц, осуществляла контроль за деятельностью высших органов власти, рассматривала судебные дела в последней инстанции. В работе экклесии принимали участие все граждане, достигшие двадцатилетнего возраста, без ограничения имущественным или каким либо иным цензом. В экклесии допускалась полная свобода слова. Говорить мог каждый, не особенно считаясь при этом с повесткой дня. Голосование происходило поднятием рук или опусканием в урны мелких камушков. Всякий гражданин мог предложить новый закон или возбудить вопрос об отмене существующего, хотя и с соблюдением сложных формальностей.
В связи с изменением функций экклесии совет пятисот стал лишь совещательным органом, в котором предварительно обсуждались дела, поступавшие на рассмотрение народного собрания. Кроме того, совет пятисот выполнял некоторые административные функции: осуществлял надзор за арсеналами, флотом, контролировал торговлю.
Высшей судебной инстанцией и высшим контролирующим юридическим органом оставался суд присяжных, гелиея. Афинская гелиея состояла из 6 тысяч человек, выбираемых по жребию по шестьсот человек от каждой филы. Следующим государственным органом Афин была коллегия десяти стратегов, значение которой сильно возросло со времени греко-персидских войн. Коллегия десяти стратегов была единственным учреждением, где переизбрание допускалось неограниченное число раз и где не существовало ежегодной от¬четности. Стратегов судили лишь в случае их измены или военных поражений.
Для создания реальной возможности участия в государственных учреждениях и преодоления равнодушия к государственным делам Перикл ввел плату за отправление должностных обязанностей (диэта). Кроме введения диэт, Периклу приписывается введение театральных денег, выдававшихся гражданам на покупку билета на театральные представления. Состоятельные граждане Афин должны были нести особые общественные повинности (литургии) в виде оснащения военных судов, устройства зрелищ, оплаты хоров и отправления государственных должностей, связанных с большими тратами. Данные меры должны были смягчить социальные противоречия. Однако уже в конце V в. до н. э. демократические порядки в Афинах начали сходить на нет.
Афинская система воспитания также отличалась от спартанской. Основное внимание в Афинах уделяли гармоничному развитию человека; там существовало три вида школ.
1. Грамматиста, где учились читать, писать, считать. Там изучали язык Го¬мера, который отличался от языка классического периода, но для всех греков имел значение литературного языка. В школе данного типа изучали произведения Гомера, Гесиода, Солона, Эзопа: учились понимать смысл произведений и большими отрывками заучивали их наизусть.
2. Кифариста, где учились играть на лире и исполнять под ее аккомпанемент гимны, что считалось важнейшим атрибутом образованности.
3. Палестра - гимнастическая школа, где обучали бегу, прыжкам, борьбе, метанию диска.
Обучение в Афинах было обязательным, неграмотных там не было. Однако школу посещали только мальчики. Девочки получали домашнее образование. Матери обучали их ведению хозяйства, медицине, уходу за детьми.
К высшей школе можно отнести эфебию, где обучались юноши от 16 лет и старше. В эфебии сочеталось духовное и физическое обучение. К высшим школам можно отнести и вольное посещение курсов математических, естественных, философских наук, риторики.

ВОПРОСЫ:
1. Как вы понимаете, что такое полис? Дайте самостоятельное определение.
2. Выделите главные черты Спарты и Афин (не менее тех у каждого полиса, можно сравнить таблицей).

Отрывок 3. Хачатурян Я. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX в.

ПОСЛЕДНЯЯ ФАЗА ЦИВИЛИЗАЦИИ: ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА
В то время когда самые мощные греческие полисы истощали себя в междоусобных войнах, на севере Балканского полуострова крепло молодое государство — Македония. При царе Филиппе II, создавшем самую сильную в ту эпоху армию, Македония все активнее стала вмешиваться в политическую жизнь Греции, а вскоре вступила в военный конфликт с Афинами, Коринфом и некоторыми другими полисами, их союзниками. В 338 г. до н. э. греки потерпели поражение, и через год Филипп II создал всегреческий союз полисов.
Термин «эллинизм» появился в XIX в. Большинство историков обозначают им эпоху с 323 г. до н. э., когда на месте империи Александра Македонского стали по являться отдельные государства, и до 30 г. до н. э., когда римляне завоевали Египет, который дольше других эллинистических государств сохранял независимость.
Сын Филиппа Александр Македонский, вступивший на престол в 336 г. до н. э., реализовал планы, которые вынашивал его отец: предпринял поход против персов — давних врагов греков. Персидская держава, в то время уже довольно слабая, охватывала огромную территорию: нагорье Ирана, большую часть Средней Азии, всю Переднюю и Малую Азию, часть Индии и Египет. После первых побед у Александра Македонского возникла идея завоевания всей Персидской державы, а потом и мирового господства. Только в 324 г. до н. э., доведя свое изнуренное войско до реки Инд, Александр был вынужден закончить долгий военный поход и через год умер в возрасте 33 лет.
Благодаря завоеваниям Александра Македонского была создана гигантская империя, включавшая в себя помимо Балканского полуострова и островов Эгейского моря Египет, Малую Азию, юг Средней и часть Центральной Азии. Походы великого полководца несли одновременно и разрушение и созидание. На Восток хлынули потоки греческих и македонских поселенцев, которые повсеместно устанавливали новые социальные отношения, основывали города-полисы, прокладывали пути сообщения и распространяли культуру греческого мира, в свою очередь, вбирая достижения древнейших цивилизаций.
Во многих завоеванных городах устраивались общественные школы, где мальчиков учили на греческий лад, строились театры, стадионы, ипподромы. Греческая культура и образ жизни проникали на Восток, впитывая в себя традиции восточных культур. Вместе с греческими богами почитались Исида, Осирис и другие восточные божества, в честь которых воздвигались храмы. Эллинистические цари насаждали, по восточному обычаю, царский культ. Некоторые города превращались в крупнейшие культурные центры, соперничавшие с греческими. Так, в Александрии была создана огромная библиотека, которая насчитывала около 700 тыс. свитков. Крупные библиотеки были в Пергаме и Антиохии.
Империя была крайне непрочным образованием. В нее входили области, очень отличающиеся друг от друга и в экономическом, и в культурном отношении. Их население исповедовало разные религии. Александр Македонский, захватывая прежде всего крупные города, довольствовался сбором налогов с покоренных областей, мало что меняя в их жизни. После его смерти держава была поделена между преемниками Александра — полководцами, которые вели друг с другом борьбу за власть. Вновь возникали и распадались военные союзы, возвышались и терпели поражения наместники. Греция эпохи эллинизма представляла собой ряд отдельных государств, в которых местные традиции переплетались с греческими и македонскими.
Эти государства представляли собой своеобразное соединение восточных деспотий и полисной системы. Во главе стоял монарх, имевший свои земли, постоянную армию и централизованную администрацию. Но города с приписанными к ним сельскими территориями сохраняли самоуправление. Правда, размеры городских земель зависели от царя, полис терял право вести самостоятельную внешнюю политику, а за его внутренними делами следил царский чиновник.
Новые порядки давали некоторые преимущества: обеспечивали большую безопасность в неспокойной политической обстановке той эпохи, полису легче было устанавливать связи с другими областями государства. И все-таки отношение к монархической власти было неоднозначным. В определенных ситуациях города поддерживали ее, но она вызывала и сопротивление, особенно на территории собственно Греции, где слишком сильны были традиции демократии.
Внутри эллинистических государств не было настоящей стабильности: время от времени их потрясали династические войны, конфликты между городской знатью и царской администрацией, борьба городов за полную автономию и выступления социальных низов против налоговой системы. Ситуация усугублялась тем, что уже в III в. до н. э. молодая воинственная римская цивилизация начала наступление на эллинский мир, завоевывая одно государство за другим.
Социальные и политические катаклизмы изменяли мироощущение человека, который все острее чувствовал кризисность эпохи и трагическую неустойчивость своей судьбы.
Философы различных школ (стоики, эпикурейцы, киники) стремились создать новые этические нормы, которые позволили бы в любой ситуации сохранять внутреннюю гармонию. Стоики учили, что человек обретет счастье, если будет, не обращая внимания на богатство, знатность и почести, любить добродетель и исполнять свой долг перед обществом. Знаменитый Эпикур (341—270 гг. до н. э.) считал, что люди должны освободиться от страха перед судьбой и перед смертью. Счастья можно добиться путем самосовершенствования, которое дает спокойствие и невозмутимость души, а для этого следует воздерживаться от активной деятельности.
Киники, осуждая несправедливость, царящую в обществе, призывали к нищенству, подтверждая свои слова собственным примером. Образ идеального гражданина полиса стал сменяться образом мудреца, духовно сильной личности, которая способна как бы со стороны смотреть на людские заботы и страдания.
Эллинистический мир постепенно поглощался Римской империей. В 196 г. до н. э. Рим провозгласил «свободу» греческих полисов, т. е. ликвидацию монархического строя — лозунг, имевший определенную популярность у греков. Римские гарнизоны размещались теперь в крупных городах Эллады, Рим определял границы государств, вмешивался во внутренние дела полисов. Союзы полисов были распущены, вместо демократии установлена олигархия, огромное число людей продавалось в рабство и вывозилось из страны. В 30 г. до н. э. римские войска завоевали Египет — последнее из сохранивших независимость эллинистических государств.
В эпоху эллинизма впервые в истории человечества контакты между Востоком и Западом стали постоянными и устойчивыми. Эти контакты проявились во многих областях: окрепли торговые связи, создавались новые формы государственности, росло культурное взаимодействие. Но в конечном счете превращение Греции в мировую державу не влило новых сил в древнюю цивилизацию. Основы греческой цивилизации (демократизм, замкнутость полисов — автаркия) размывались, а новые цивилизационные основы так и не были созданы.

ВОПРОСЫ
1. Какие территории включала в себя империя Александра Македонского? Какие древние цивилизации Востока вошли в ее состав?
2.Какой этап в истории Греции называют эллинистическим?
3. Расскажите о том, что привнесли греки в жизнь завоеванных стран Востока. Какие элементы жизни восточных цивилизаций были усвоены греками? Какая форма правления установилась в эллинистических государствах?

Отрывок 4. Миронов В. Древний Рим
Республика – «золотой век» римского государства
На заре римской истории сложилась система семей, родов, племен. Старшины родов звались тогда «принципсами» (principes). Главной единицей племени и рода была семья, во главе нее стоял отец семейства. Он имел неограниченную власть над женой и детьми – право жизни и смерти (jus vitae ac necis). В семьях были и рабы, добываемые в результате войн и набегов, но рабство носило вначале еще патриархальный характер. Десять родов составляли курию, десять курий – трибу (племя). Три трибы – Тиции, Рамны и Луцеры – и составили римский народ (populus Romanus). В делах курии участвовали одни мужчины (на этих комициях избирались цари, объявлялись войны, принимались в состав общин новые роды и т. д.). Во главе общины стоял царь. Его знаками отличия была пурпуровая мантия, золотая диадема, скипетр с орлом, кресло из слоновой кости. Впереди царя шли ликторы с пучками прутьев. Все эти знаки входили в понятие о высшей власти (imperium) и были унаследованы от этрусков. Рядом с царем находился другой институт власти – сенат (100–300 человек). Он был своего рода хранителем отеческих традиций и советником царя по важнейшим делам. Затем появились префекты, которым царь поручал управление Римом во время своего отсутствия (praefectus urbis). Первоначально только полноправные члены общины имели право называться римским народом. Это и были патриции (дословно – имеющие отцов). Римский плебс туда не включался. В плебс («plebs» происходит от «pleo» – наполняю, обозначая массу, множество) тогда входили обитатели ближайших к Риму селений. Они считались свободными, но не могли вступать в брак с патрициями и патрицианками. Одни считают их появление результатом принадлежности к различным этническим группам (т. е. к местному населению, покоренному завоевателями). Другие подчеркивают, что в составе плебса был силен этрусский элемент. Как говорилось, в начале VI в. до н. э. власть в Риме принадлежала этрускам. Те основали царствующую династию, создали аппарат управления и войско. Это был строй, который можно было бы назвать «народной монархией», так как власть царя ограничивалась волей народных собраний (куриями и центуриями). После успешного восстания римляне ликвидировали царскую власть (510 г. до н. э.) и передали власть старейшинам (магистратам). При этом высшим органом государства оставалось народное собрание. Собрание принимало или отменяло законы, объявляло войну, заключало мир, избирало всех высших должностных лиц, осуществляло высшую судебную власть, разбирало апелляции и протесты, подаваемые народом.
Однако и эту систему римляне фактически унаследовали от тех же этрусков, хотя и внесли в нее некоторые изменения. Римской республике III–II вв. до н. э. был присущ определенный демократизм. Во-первых, в Риме тогда еще не было постоянного чиновничьего аппарата. Во-вторых, выборы главных должностных лиц (эдилов, консулов, преторов, квесторов) совершались ежегодно. В-третьих, в Риме была принята система разделения властей (вместо одного единоличного главы стали выбирать двух глав исполнительной власти, двух консулов). Затем выделили и судебную власть. В-четвертых, власть осуществляли коллегиально. По римской конституции все магистраты были коллегиальными (2 консула, 2 претора, 4 эдила, 10 народных трибунов, 4 квестора). Они переизбирались, и их труд был неоплачиваемым. Работа считалась почетной уже сама по себе, а потому была безвозмездной. В-пятых, республика имела инструмент на момент крайней опасности. В этот период демократия отступала, и назначался диктатор (в случае тяжкой войны, восстаний или ухода плебеев из Рима). Однако римляне в качестве защитной меры решили, что диктатор не может находиться у власти более 6 месяцев.
…Римляне проявляли умеренность, простоту, строгие нравы, ценили великодушие и благородство, презирали все низкое и непристойное…
Под стать этому было и общественно-политическое устройство раннего Рима. Во времена Республики римлянин-земледелец (их было большинство) входил в систему общины. Та имела общественные земли, имущество, культы, выборных магистратов. Римлянин не только чувствовал себя гражданином Республики, но и был в какой-то степени совладельцем ее территории и хранителем ее славы. Власть над землей и страной находилась в руках гражданского коллектива. Он получал выгоды как от аграрных законов, так и от победоносных войн, получал наделы, выгоды от эксплуатации провинций, принимал участие в дележе добыч.
Одним словом, римлянин чувствовал себя хозяином в своей стране. Поэтому он очень серьезно относился к выполнению своей гражданской, военной, административной или законодательной миссии. Римский народ, живущий согласно традициям коллективизма, был крепок духом. Тогдашний Рим представлял собой прочное, как казалось, единство общества и личности. Римский народ представлял собой сплоченное единство, в котором каждый должен был играть свою роль «на мировой сцене». И крайне важным по древнеримским понятиям было правило, которое отдает приоритет коллективному перед индивидуальным. Среди римских добродетелей Полибий назвал: мудрость решений, совершенство политического строя Рима, способность делать то, что важно и полезно для страны в войне, труде, справедливое распределение наград и наказаний, соблюдение обычаев и законов, верность клятвам и долгу, вера в религию, неподкупность, скромная жизнь, тяга граждан к общей выгоде и т. д. Кстати, понятие «добродетель» (pietas) даже не имела греческого эквивалента.
…народ Рима положил конец царской власти, решительно изгнав последнего Тарквиния (508–507 гг. до н. э.). За его жестокость и презрительность, проявленные в отношении народа, люди иронично прозвали его «Гордым». Известно, что он был этруском. По поводу восстания и изгнания царя, ненавистного Тарквиния Гордого, Моммзен написал: «Предание совершенно правдоподобно указывает следующие причины восстания: что царь не совещался с сенатом и не пополнял его личного состава, что он постановлял приговоры о смертной казни и о конфискации, не спросивши мнения советников, что он наполнил свои амбары огромными запасами зернового хлеба и что он не в меру обременял граждан военной службой и трудовыми повинностями; о том, как был озлоблен народ, свидетельствуют: формальный обет, данный всеми и каждым за себя и за своих потомков, не терпеть впредь более царя, слепая ненависть, с которою с тех пор относились к слову «царь», и главным образом постановление, что «жертвенный царь»… не может занимать никакой другой должности, так что этот сановник сделался первым лицом в римском общинном быту, но вместе с тем и самым бессильным…» История, как мы видим, полна примеров поиска народами наиболее совершенных форм государственного устройства. Наряду с Афинами и Спартой Рим явился, если угодно, «одним из патриархов» государств европейского типа. Отметим, что эти государства всегда стремились (в тех случаях, когда это оказывалось возможно) ограничить власть всех аристократов, олигархов, тиранов, царей, цезарей и т. д.
После изгнания последнего царя, Тарквиния Гордого, Рим принял республиканский образ правления. Основоположниками республики были Юний Брут и друг народа Валерий Попликола. Функции царской власти тогда же были поделены между двумя консулами, которые командовали ополчением, созывали сенат, вершили суд и священные обряды. Они носили тогу, обшитую пурпурной каймой. Их власть за городской чертой была неограниченной, в городе же была обусловлена строго определенными нормами. В военные времена власть передавалась диктатору (и то лишь на полгода). Религиозные функции возлагались на жреческие коллегии. Конечно, борьба за власть между слоями общества не утихала. Это стало ясно в результате обострения споров патрициев с плебеями (хотя содержание понятий «патриций» и «плебей» со временем менялись). В Италии имела место политическая революция. Она изменит характер внутренней и внешней жизни римлян. Традиция приписывает ее Сервию Туллию, шестому римскому царю (всего было 7 царей). Он создал конституцию, гражданскую милицию, пехоту, кавалерию. По словам историков, этот сын рабыни сумел искупить незаконность воцарения «мудростью реформ». В чем же состояла их мудрость? В результате реформ римский народ разделился по имущественно-территориальному признаку на 5 классов. Каждый класс (или триба) обязан был выставить определенное число войск (центурий). В собраниях главенствовали богатые и знатные (из 193 они имели 98 центурий, ремесленники и музыканты – 4 центурии, а пролетарии – всего 1 центурию). По словам Цицерона, в результате этих реформ «голосование покоилось не на перевесе большинства (массы, multitudo), а на богатстве (potestas locupletium)».
Особо стоит остановиться на борьбе плебеев с патрициями в Риме. Патриции (от pater, отец семьи) были господствующим и привилегированным сословием. В раннем Риме так называли и членов сената, высшего органа государства. Они пользовались всеми правами, избирались в сенат, служили в армии (в коннице или тяжеловооруженной пехоте), имели большие земельные наделы, заполняли магистратские должности. Плебеи, как правило, находились вне общества, были лишены гражданских прав, хотя и считались (в отличие от рабов или клиентов) юридически свободными. Значительную их часть представляли пришлые люди. Они обрабатывали землю, занимались торговлей и ремеслами. Целью их борьбы с патрициями являлось обретение политических прав и получение собственной земли. Борьба эта была долгой и тяжелой, а порой и кровавой. До середины VI в. до н. э. плебеи считались чужеродным элементом в Риме. Их не допускали даже к службе в армии. По мере усиления Рима и проведения им агрессивной политики власть стала нуждаться в расширении военных сил. Она вынуждена привлечь плебеев в ополчение. После реформ Сервия Туллия их включили в гражданскую общину. В начале V в. до н. э. они уже составляли основу армии, где все командные посты занимали патриции. Но вооруженный народ имел больше оснований быть услышанным и патрицианской властью. Плебеи стали активнее добиваться законных прав (ведь теперь они проливали кровь за национальные интересы). Нередко страсти накалялись и плебеи покидали Рим, удаляясь на Священную гору, угрожая основать новый город (secessio – уход, удаление).
Без составлявших большую часть вооруженных сил плебеев Рим существовать не мог. Патриции вынуждены были идти на уступки. Тогда была создана новая магистратура (должность) народных трибунов (494 г. до н. э.). Плебеи получили право приостанавливать решения патрицианских магистратов. Им достаточно было произнести одно слово – veto («запрещаю»). Спурий Кассий предложил раздать нуждающимся плебеям завоеванные земли, но его аграрный закон не прошел. Патриции обвинили его в стремлении к царской власти и казнили (486 г. до н. э.). И все же плебеи сумели настоять на своем… Так, в 454 г. до н. э. по предложению народного трибуна Ицилия земли на Авентине (в то время пригороды Рима) были поделены между беднейшими гражданами. Под давлением плебеев были приняты и знаменитые «Законы XII таблиц», зафиксировавшие права патрициев и плебеев (449 г. до н. э.). Были подтверждены: неприкосновенность личности народных трибунов, право апелляции осужденного патрицианским магистратом на смерть или телесное наказание к народному собранию, и, что особенно важно, решения плебейских собраний получили силу закона, обязательного и для патрициев. А через пять лет законным признан брак плебеев с патрициями (444 г. до н. э.), что открывало плебейской верхушке Рима доступ в высшее общество. В 300 г. до н. э. приняты законы, допускавшие плебеев в жреческие коллегии. В итоге верхушка плебса объединилась с патрициями, образовав новое сословие – нобилитет (от nobilis – лучший, знатный). В основном эти владельцы земли и рабов и пополняли сенат, избирались на важные государственные должности.
К III в. до н. э. римско-италийское общество заметно изменилось. Прежде всего выросло число римских колоний. Республика территориально заметно расширилась (130 тыс. кв. км). Наблюдался и постоянный экономический рост. Усилилась роль плебейского элемента в общественной жизни. В 400 г. до н. э. плебей впервые избран на высшую должность военного трибуна, а в 376 г. до н. э. состоялось уравнение прав патрициев и плебеев. В результате в сенате и во власти стали чаще появляться так называемые «новые люди» (homines novi). Разумеется, все эти процессы нашли отражение в сфере имущественных отношений. Войны давали капитал, а капитал устремлялся на приобретение земель и угодий. При этом хлеборобы нередко вытеснялись со своих земель на худшие, а их места занимали плантации фруктовых, огородных, птицеводных, молочных, прочих хозяйств. По словам Р. Виппера, этот завоевательный путь римского капитала, по сути, и стал «первым шагом к объединению Италии»… Рим встал на путь дальнейшей экспансии.
Важную роль в управлении играли демократические институты власти, а точнее, приоритет законов Республики. Первые консулы (высшие должностные лица в римском государстве в период Республики) были избраны в 510 г. до н. э. после изгнания Тарквиния Гордого. На них перенесли всю царскую власть, за исключением жреческих обязанностей. Чтобы не допустить узурпации власти одним, избирали двух консулов. Их лидерство в списке определялось жребием. Те комплектовали консульскую армию, назначали офицеров, военных трибунов, председательствовали на войне, вели хозяйство своей армии (даже имели право чеканить монету). Консулы имели двойную власть – военную и гражданскую. Если им сопутствовал военный успех, их награждали титулом «император» и удостаивали высокой чести – триумфа. Будучи носителями гражданской власти, консулы созывали Сенат и народные собрания, вносили на их обсуждение различные законопроекты и предложения, председательствовали в народных собраниях и руководили выборами. Весьма важным было то, что они же были главными исполнителями постановлений Сената и народа. Иначе говоря, то, что Сенат и народ вместе с консулами пожелали, они должны были исполнить. Там, в Риме, не было глупого и подлого раздвоения: когда одни вольны высказывать любые идеи и предложения, совершенно не отвечая за их последствия, не думая о том, что они сболтнут в качестве оппозиции с трибун. Ныне в России, как это ни парадоксально, может сложиться (конечно, в самых общих чертах) ситуация, чем-то близкая периоду республики в Риме, если народ и родина будут вместе. Внешними знаками консульской власти служили: тога с пурпурной каймой, курульное кресло, 12 ликторов. Ныне вместо тоги – костюм, вместо курульного кресла – президентский кабинет, вместо 12 ликторов – кортеж 1200 охранников.
Другие важнейшие должности в Римской империи – это преторы, цензоры, эдилы, квесторы, трибуны. Римские преторы были высшими руководителями судопроизводства, а впоследствии правителями римских провинций. Должность претора учреждена для патрициев в 366 г. до н. э. Тогда же консульство стало возможным и для плебея, а из ведения консулов изъяли судебную власть. Претор исполнял функции консула при его отсутствии в Риме. Интересно, что власть преторов в провинции могла быть в дальнейшем продолжена на год (пропретор). Служба определялась так: один год – в Риме и один год – в провинции, после истечения годичного срока службы. С 242 г. до н. э. их было двое, но затем в связи с ростом числа провинций выросло число преторов и пропреторов (до 16). Провинции они получали по жребию. Вступив в должность, каждый претор объявлял эдикт, то есть свод основных законоположений, которыми он намерен был руководствоваться.
С точки зрения осуществления интересов народа особенно важная роль в Риме отводилась эдилам и трибунам. Эдилы – полицейские чиновники (типа наших прокуроров или милиции). Они подразделялись на две группы: плебейские эдилы и курульные эдилы. Плебейские эдилы были помощниками народных трибунов и считались неприкосновенными. Их должность была учреждена в 494 г. до н. э. вместе с народным трибунатом. Их было двое, и избирались они плебеями из плебеев же (под председательством народных трибунов). Никаких внешних знаков отличия, как и трибуны, они не имели. А вот двое курульных эдилов избирались вначале только из числа патрициев, но затем и среди них появятся плебеи… Курульные эдилы по рангу считались выше плебейских эдилов, в их число обычно входили состоятельные и богатые граждане, так как они должны были нести немалые расходы по выполнению своих обязанностей. Им полагались пурпурная тога и курульное кресло. В их обязанности входило: наблюдение за общественным благоустройством в Риме и окрестностях, решение вопросов с продовольствием, присмотр за состоянием городских зданий, улиц, площадей, а также устройство общественных игр. А вот главными представителями и охранителями интересов плебса считались народные трибуны. Это – высшие чины плебса, считавшиеся неприкосновенными и, что любопытно, неответственными. В их прямые обязанности входила защита интересов плебеев от посягательств на них патрициев, богачей, должностных лиц. Тот, кто хотел найти защиту от самоуправства упомянутых групп, шел и обращался к народному трибуну. Их дом должен был быть открыт для любого нуждающегося в их помощи (даже в ночное время). Должность народных трибунов учредили в 494 г. до н. э. после первого удаления плебеев на Священную гору. Число трибунов росло, достигнув в 457 г. до н. э. десяти человек. Избирались народные трибуны плебсом только из свободнорожденных плебеев, что, конечно, ограничивало возможности остальных представителей плебса (из числа не римлян). Трибун был наделен немалой властью и ответственностью. В случае если народ не был согласен с тем или иным решением правящей римской элиты, народный трибун мог наложить на эдикт или решение вето. Он мог опротестовать решение должностных лиц, включая решения сената. Трибун мог подвергнуть аресту или денежному штрафу всех противодействующих ему лиц. Это была важная функция власти. Фактически все должностные лица (кроме диктатора) в той или иной степени подконтрольны народным трибунам. Трибун имел право созывать плебейские собрания, председательствовать на них и выносить на обсуждение народа важные предложения. В дальнейшем право их расширилось: стало включать право внесения предложений в сенат, право высказываться по важным для народа вопросам. Случалось, что представители плебейской власти злоупотребляли своим положением (по мере усиления влияния). В целом власть народного трибуна носила все же скорее пассивно-наблюдательный характер.
Таких вожаков впоследствии назовут «демагогами». Трибунская власть имела силу только в черте города и могла быть оспорена только протестом коллеги по должности, то есть занимающим аналогичный пост народным трибуном. Важную роль играли и квесторы («quaesitores» – «следователи»), вначале бывшие помощниками царей. Они выступали судьями по уголовным делам, а затем помощниками консулов. Квесторы в дальнейшем получили право надзора за государственной казной и стали казначеями. Как видим, вся система власти республиканского Рима была устроена таким образом, что, во-первых, гарантировала государству надежную сменяемость всех высших должностных лиц – в том числе консулов, имевших ограниченный срок своих полномочий (вспомним и девиз сталинской эпохи – «Людей незаменимых нет»), во-вторых, система была демократичной (институт народных трибунов, право вето на любые решения высшей власти), в-третьих, она была достаточно прочной, но одновременно и гибкой. В частности, в случае если государство попадало в чрезвычайные обстоятельства (смута, война или, как это имеет место в России, потеря лица власти), оно вводило пост диктатора.
Вершиной властной пирамиды считался народ. В республиканский период власти руководили общиной, опираясь на волю народа . Народу принадлежала: а) власть законодательная – право издавать законы; б) власть судебная – право производить суд; в) власть избирательная – право избрания магистратов; г) власть разрешающая – в вопросах о войне и мире. Решения народа по пунктам а) и г), как имевшие силу закона, назывались «законами народа» или «народными повелениями». Народ, как носитель верховной власти, был облечен известным величием, и преступления против общины рассматривались как оскорбление величия Римского народа. Перед народным собранием склонялись все фасции (пук прутьев с секирой, символы верховной власти). Их несли ликторы. Все магистраты, присутствующие в собраниях, изъявляли покорность «воле народа». Свои права народ осуществлял в народных собраниях, обычно в так называемых комициях (от лат. – «сходиться»), то есть в созываемых собраниях полноправных граждан, руководимых имевшим на это право должностным лицом (например, консулом или претором). На этих комициях (куриях, центуриях, трибах) важные вопросы решались посредством подачи голосов. Право же участия в комициях и подачи голоса имели все римские граждане (обладавшие правом голоса), где бы они ни находились – в Риме, провинции или в колонии. Таковы были полномочия народа.

ВОПРОСЫ:
1. Перечислите главные органы управления и должности в Римской республике и кратко опишите их полномочия и порядок формирования (не менее пяти).
2. Как управлялся Рим до установления в нем республики?
3. Кто такие патриции и плебеи, почему между ними шла борьба? Чем она закончилась.

Отрывок 5. Хачатурян Я. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX в.
(Римская) ИМПЕРИЯ. УПАДОК ИЛИ РАСЦВЕТ ЦИВИЛИЗАЦИИ?
Последние десятилетия существования республики были полны потрясений: Рим пережил Союзническую войну, волнения в провинциях, грандиозное по масштабам восстание рабов под предводительством Спартака, в сражениях с которыми римские легионы долго терпели поражения, наконец, борьбу политических группировок за власть, которая вылилась в гражданские войны.
В эти неспокойные годы стала зарождаться новая форма правления, разрушавшая принципы республиканского строя, — единоличная власть диктатора или императора. Такие титулы существовали в Риме и раньше, но они использовались лишь в экстраординарных обстоятельствах и непродолжительное время (обычно в случае войны). В I в. до н. э. дважды повторилась ситуация, когда они давались пожизненно, без ограничения срока.
Первым диктаторской власти добился талантливый полководец Сулла, вторым — Цезарь (100—44 гг. до н. э.), чья слава военачальника и стратега пережила века. И тот и другой опирались прежде всего на армию, и это не случайно: войско в ту эпоху превращалось в самую надежную силу, которую использовали не только для усмирения врага, но и для разрешения внутренних политических споров.
Диктатура Суллы и Цезаря продержалась недолго. Но переход к имперскому правлению был уже неотвратим. Только с помощью сильной единоличной власти можно было сохранить политическое единство огромной и пестрой по составу империи, упорядочить управление провинциями, удовлетворить интересы различных слоев общества.
Окончательно императорская единоличная власть установилась в 27 г. до н. э., когда Октавиан,родственник Цезаря, получил от сената звание пожизненного императора, а также титулы августа,т. е. «возвеличенного божеством», и «сына бога», как это было и в восточных деспотиях.
Какое же значение для римской цивилизации имела смена системы правления? А. Тойнби считал, что создание империи — это стремление уже погибающей цивилизации избежать своей судьбы. Для Тойнби имперский Рим — это цивилизация, которую покинул «творческий дух». Но, как ни парадоксально, людям той эпохи империя и все заведенные в ней порядки казались вечными и идеальными, их «эфемерность» была незаметна современникам.
Начало имперской эпохи было блестящим, особенно по сравнению с предшествующим неспокойным, смутным временем внутренних конфликтов. Во многом это было связано с личностью Октавиана Августа, который по праву считается одним из самых ярких политических деятелей Рима.
Август получил всю полноту власти: он распоряжался казной, вел переговоры с другими государства] ми, решал вопросы войны и мира, выдвигал кандидатов на высшие государственные должности. Однако1 сам Август, ставший первым человеком в государстве и имевший огромные полномочия, очень мудро пользовался ими. Он называл себя принцепсом, т. е. первым лицом в списке сенаторов, подчеркивая этим уважение к сенату и традициям республиканского Рима (поэтому эпоха правления Августа и его преемни-ков называется «принципат»). Более того, Август его сторонники утверждали, что восстановили республику. В сознании римлян республика не исключала единоличного правления, если это не противоречило принципу «общей пользы».
Юпитер, громы мечущий, — верим мы — царит на небе: здесь на земле к богам причтется Август... (Гораций)
В определенной степени этот принцип и лежал в основе деятельности Октавиана Августа, который пытался стабилизировать отношения между различными слоями общества. Укрепляя централизованную власть, он вместе с тем делал уступки, от которых выигрывали в той или иной мере все, кроме рабов. Сенаторы оставались привилегированным слоем, хотя были послушны воле Августа. Одновременно Октавиан привлекал на свою сторону новую торгово-денежную знать, всадников, назначая их на высокие должности. Сохранились и народные собрания, несмотря на то что они стали терять свое значение еще до правления Августа. Неимущие граждане ежемесячно бесплатно получали зерно.
Август хотел воскресить древнюю чистоту нравов и ввел законы об ограничении роскоши; суровые наказания ждали всех, кто был виновен в супружеской неверности. Император лично подавал пример мягкого, гуманного обращения с рабами.
Уважая интересы общества, Август не забывал и об укреплении имперской власти: он расширял административный аппарат, под его началом были специальные войска, которые поддерживали порядок в Риме и на границах.
В эту эпоху римская цивилизация переживала взлет: в обществе была достигнута определенная стабильность, необычайно высокого расцвета достигла римская литература, в которой появилась целая плеяда талантливых оригинальных поэтов, сочетавших и греческие, и исконно римские традиции(Овидий, Вергилий, Гораций, Тибулл). Август был покровителем искусства и науки, при нем в Риме был проложен водопровод, развернуто строительство великолепных храмов, украшавших город. Современники воспринимали эту эпоху как « золотой век».
Однако после смерти Августа (14 г. н. э.) довольно быстро стало очевидно, что созданная им система правления не столь уж совершенна. Единоличная власть открывала возможности для проявлений деспотизма и произвола и время от времени оборачивалась тиранией, против которой мало кто осмеливался протестовать. Яркий пример попрания старых республиканских традиций и законности — это отношение сената к императору Нерону (правил с 54 по 68 г.), виновному в убийстве жены и матери. Сам Нерон был удивлен, когда сенат, несмотря на совершенные императором злодеяния, приветствовал его; по преданию, Нерон воскликнул: «До сих пор еще ни один принцепс не знал, как далеко он может зайти!»
Разумеется, не все императоры шли по стопам Нерона; и в имперском Риме основой власти считалась законность. Многие правители прославились своей мудростью и гуманизмом (например, императоры династии Антонинов, Марк Аврелий — «философ на троне»), и их деятельность вновь воскрешала мечты о «золотом веке». В эпоху империи несколько смягчилось положение рабов, больших прав добились римские провинции: местная знать получала доступ в сенат. Совершенствовалось римское законодательство; оно отличалось такой тщательной и точной разработкой всех юридических понятий, что его взяли за основу многие современные правовые системы. Рим оставался сильным и в военном отношении. На рубеже I— II вв. н. э. империя охватывала огромную территорию.
Но уже начинались процессы, подрывавшие основы ее существования. Италия теряла свою роль центра империи, многие провинции обгоняли ее в экономическом развитии. Трудно было удерживать власть над покоренными народами, которые все чаще проявляли склонность к мятежам. И наконец, возрастала экономическая несостоятельность рабства.
Еще в I в. многие римляне стали понимать, что труд рабов невыгоден. Число больших поместий постоянно росло, там требовался труд квалифицированных и заинтересованных людей. Но, по мнению многих, именно квалифицированные рабы были более всего ненадежны, поэтому один из теоретиков управления поместьем, Колумелла (I в.), советовал выгонять их на работу в колодках. Хозяевам приходилось держать огромный штат надсмотрщиков, что было весьма разорительно.
Римские философы стали предлагать перестроить отношения между рабами и их владельцами на более разумной основе взаимной заинтересованности, в рабах уже начинали видеть людей. А на практике рабов отпускали на волю или сажали на землю, отдавая небольшие участки земли и орудия труда.
Все люди одинаковы по существу, все одинаковы по рождению, знатнее тот, кто честен по природе. Мне скажут: да ведь они рабы. Да, но вот этот раб обладает свободным духом. А покажите мне, кто не рабствует в том или другом смысле! Этот вот — раб похоти, тот — корыстной жадности, а тот — честолюбия.
(Сенека, великий римский философ, 3—65 гг. н. э.)
Внешне Римская империя была по-прежнему могущественной, развитие цивилизации не остановилось. Симптомы грядущего упадка были еще не слишком заметны.
III век — это эпоха кризиса империи. Если мы воссоздадим общую картину тогдашней жизни Рима, то может появиться ощущение, что вышел из строя некий механизм, благодаря которому много веков исправно работала вся система цивилизации.
Цветущие некогда города приходят в запустение и не могут платить государству налоги. Нарушаются связи между провинциями, которые обособляются друг от друга экономически. Сокращается торговля и расстраивается финансовая система. Налоги и жалованье начинают выплачивать в натуральной форме. Угасает культура.
Рим постепенно терял роль центра, и в 330 г. император Константин объявил новой столицей Константинополь (на месте греческой колонии Византии). А в 395 г. империя распалась на Восточную и Западную части.
С III в. участились набеги варваров. Германцы, готы и другие племена теснили хорошо обученные римские легионы (правда, теперь они состояли в основном из наемников), и в конце концов Рим стал легкой добычей: в 410 г. его брали и грабили готы, а в 476 г. варварские наемники свергли последнего римского императора и отослали его регалии в Константинополь.
И все-таки даже на этом этапе недостаточно слова «упадок», чтобы охарактеризовать все происходившее в Риме. В империи одновременно с разрушением старых форм шло развитие новых, на которых будет основываться западноевропейская цивилизация.
Все больше становилось мелких арендаторов, колонов, полусвободных земледельцев, с которых брался оброк, как правило, натурой. Поместья теперь дробились на мелкие участки, превращаясь в нечто похожее на феодальное владение. Крупные земельные магнаты возводили укрепления, чтобы отражать нападение варваров, у многих появились личные войска.
Но положение колонов, предшественников феодальных крестьян, было двойственным и неопределенным. Они не были рабами, но не считались и свободными. Колоны были приписаны к земле, т. е. считались «рабами земли»; землевладелец имел право распоряжаться их имуществом. Повинности они несли и в пользу господина, и в пользу государства. Римляне не видели большого различия между рабом и колоном: оба они находились во власти господина. Стремясь сохранить прежний порядок вещей и предотвратить упадок городов, римские власти закабаляли городское население. Оно было приписано к городам и обязано было нести тяжелые повинности. У ремесленников профессии передавались по наследству.
В ответ на все происходившие изменения Римское государство ужесточало законы, усиливало давление на общество. Поэтому неудивительно, что во времена нашествий варваров многие перебегали на сторону врагов Рима, все еще живших по принципам общинного равенства и демократии. Один из римских историков V в., Сальвиан, писал об этом: «У всех римлян [завоеванных варварами] одно желание — чтобы им не пришлось вернуться в римское подданство. Римский плебс там единодушно заявляет о том, чтобы ему было позволено жить по-прежнему с варварами...»
Таким образом, в империи происходили глубинные трансформации. В Риме это совпало и с потрясением духовных основ — с появлением христианства, которое разрушило языческое сознание и принесло новые идеалы.
Римская цивилизация пережила два мощных удара — ив области социально-экономической, и в области духовной. Третий удар нанесли варвары: Рим оказался на перекрестке путей новых, молодых народов, в самом эпицентре их великого переселения. Римская цивилизация закончила свое существование. Впрочем, «смерть» ее была относительной: Западная Европа и Византия усвоили многие традиции своей предшественницы.

ВОПРОСЫ
1. Чем можно объяснить переход от республики к империи? Объясните, чем отличается имперская форма правления от республиканской.
2. Согласны ли вы с тем, что эпоха Августа была «золотым веком» для империи? Докажите свою точку зрения.
3. Перечислите основные причины гибели Западной Римской империи.


Ccылки на другие страницы Познакомься с народом
РАЗДЕЛ 2. Средневековая цивилизация


 
Hosted by uCoz