§ 3. Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время  


Вспомните:
как изменилось положение католической церкви под влиянием Реформации? Что нового привнесла в развитие общества эпоха Возрождения? Каким видели будущее человечества социалисты-утописты?
Эпоху, пришедшую на смену Средневековью, не случайно назвали Новой. Она принесла с собой глубокие перемены во все сферы жизни общества. Стало формироваться и новое понимание общества и человека в нем. Сначала оно складывалось в рамках философских течений, позднее появились собственно общественные науки, изучающие отдельные стороны жизни общества: социология, политология, экономическая теория и др.
В этот период было выдвинуто много новых идей, оригинальных подходов, призванных помочь глубже осмыслить общественную реальность. Не все они выдержали испытание временем. И сегодня исследователи продолжают изучать общество как в его целостности, так и в отдельных конкретных проявлениях. При этом сохраняется сформировавшееся в предыдущую эпоху многообразие взглядов и оценок.


КРИЗИС СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ
На уроках истории вы узнали, что мировоззрение европейцев в Средние века полностью определялось христианством. Философия была призвана подтверждать религиозные истины, не случайно ее называли «служанкой богословия». В то же время христианство привнесло новые идеи в пришедшую из античных времен философскую мысль. Прежде всего изменился взгляд на человека. Если в философии древних он был одним из созданий, существовавших в космосе наряду с другими, то в Средние века утвердилось иное понимание: человек — главное творение Бога, оно бесконечно ценнее любого другого земного творения.
В представлениях древних греков добродетель была важна сама по себе; христианство, исходя из идеи первородного греха человека и его будущего спасения, стало рассматривать добродетельную жизнь как путь к этому спасению. На смену распространенным в греко-римском мире взглядам на историю как циклический круговорот пришло осознание линейного (направленного к Судному дню) характера истории.
Средневековье имело своих титанов мысли. К их числу следует отнести в первую очередь Августина (354—430 гг.), создавшего учение о «Божьем Граде и Граде Земном»: в земном государстве правители назначены Богом для поддержания порядка, церковь как организация необходима для спасения души. Своего рода синтез учения Аристотеля и христианства предложил другой выдающийся мыслитель той эпохи Фома Аквинский (1225(26)—1274 гг.). Благодаря разуму человек в состоянии распознавать универсальные сущности в вещах. Универсум создан Богом, следовательно, разум и вера (откровение) существуют в неразрывной гармонии. Так же как и Аристотель, Фома рассматривал человека как разумное, духовное и социальное существо, для которого жизнь в обществе — необходимое условие самореализации. Почти через 50 лет после смерти Фома Аквинский был канонизирован католической церковью, а в XIX в. его учение было признано ее официальной философией (томизм).
Первые удары по средневековому образу мышления нанесли те, кто совсем не желали подрывать духовный авторитет церкви, — приверженцы теологии, францисканцы Р. Бэкон (1214—1292 гг.) и У. Оккам (1285—1349 гг.). Бэкон пришел к мысли о необходимости более четкого разграничения разума и веры, что неизбежно вело к ослаблению зависимости классической философии от теологии. Философ считал, что приобретение нового знания связано скорее с опытом, чем с опорой на авторитет Священного Писания. У. Оккам утверждал, что реальность Бога нельзя установить логическими средствами (к этому стремился, в частности, Ф. Аквинский), нельзя его познать и через чувственный опыт; единственный путь к Богу — это вера.


ГУБИН "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ" Глава 2. Философская мысль Средних веков
Принято считать, что Средние века начинаются с 467 года, с паде-
ния последнего римского императора Ромула Августула. Но грань, от-
деляющая средневековье от античности, приходится на годы правления
первого христианского императора Константина Великого (306-337).
Возникновение Средних веков — это огромный перелом в жизни евро-
пейских народов. Рухнул весь античный мир с его бытом, религией,
философией, искусством. Нужна была новая мифология, новые мифы,
новые символы. И задачу создания этого нового мира взяла на себя хри-
стианская религия. Так, например, место театра и скульптуры, основных
видов искусства в античности, занимают литургия и икона. Скульптуры
теперь считают идолами, а воздвигать идолов — кощунственно. Литур-
гия — это четкая форма предстояния человеческого коллектива перед
вечностью. Как пишет по этому поводу известный ученый С. С. Аве-
ринцев, «литургия объединяла вокруг себя целостный комплекс ис-
кусств: церковные здания, мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения
священников, обряды таинств, песнопения, литургические тексты. Все
эти элементы входили в состав культа, являющегося грандиозным ху-
дожественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы
одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу ве-
рующего к небесам. Этот блеск драгоценного убранства, мелодия напе-
вов, красноречие проповеди, благоухание ладана создавали мощное
синтетическое воздействие чувственного порядка. Театральность бого-
служения не уступала по своей продуманности искусствам древности.
На место залитого солнцем и открытого ветрам греческого театра встает
церковный полумрак, пронизанный мерцанием свечей и лампад. Этот
полумрак был призван скрывать очертания тел и выявлять трепет души».
Переход от античности к средневековому миропониманию — это
переход вовнутрь человека. У греков все было вовне: истина всегда яв-
лена, вся публичная жизнь происходила на площадях, нет ничего внут-
реннего, скрытого, нет никакой психологии. Главным тезисом в Сред-
ние века стал тезис основоположника средневековой философии Авгу-
стина Блаженного: «Не блуждай во вне, но войди внутрь себя!».
Сменяются ориентиры человеческого мышления — от внешнего
мира к поискам внутреннего пространства души, сменяется настрой
человека — от мужественной героической жизни к покорности перед
божественным предопределением.
Характерной чертой средневековой философии является ее связь с
религией и мистикой. Если брать за критерий античность — то это упа-
док философии, но если учесть, что благодаря религии огромные массы
приобщились к культуре, то это явление прогрессивное. Если бы фило-
софия не вступила в союз с религией, она была бы уничтожена нахлынувшими волнами варварства. Философия, мать всех наук, как бы осоз-
нала свою вторичность и стала обслуживать религию. В этом главная
специфика философии той эпохи.
В течение Средних веков выделяются два периода развития фило-
софии: патристика — разработка отцами церкви основ христианской
догматики (патер — по-латыни «отец»), во II-VI веках, и схоластика —
зрелое и систематическое учение о Боге, мире и человеке, с VI века до
начала Нового времени (приблизительно XV век). Мы рассмотрим по
одному, наиболее яркому представителю каждого периода: это Авгу-
стин Блаженный и Фома Аквинский.

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ

Августин Блаженный — уникальная фигура, возможная лишь в той
неповторимой обстановке, когда греко-римская культура уже сходила
со сцены, а религиозная идеология и христианская культура еще не вос-
торжествовали .
Августин Блаженный родился в 354 г. в Северной Африке, которая тогда
была частью Римской империи, в нумидийском городе Тагасте, а умер в 430 г.,
прожив 76 лет. На его глазах рухнула великая империя, а за годы его жизни
сменилось двадцать императоров. Долгие годы был Августин священником в
Италии, а после рукоположения в епископы вернулся в родную ему Африку, в
город Гиппон. Он умер в то время, когда его город осаждали вандалы. Основ-
ные произведения Августина — «Исповедь» и «О граде Божием».
Августин обратился к философии, ища в ней не столько знания,
сколько утешения. Стиль его философии — мифологическое иносказа-
ние. Высшая сила в мироздании — личный Бог. Основное отношение в
этом мироздании — отношение людей и Бога. Это главным образом
эмоциональные отношения: все мироздание пронизано любовью и не-
навистью, надеждой и разочарованием, грехом и раскаянием в грехе,
виной и искуплением вины, обидой и прощением. Человек — это глав-
ным образом душа, Августин презирает тело. Душа — это творение Бо-
га, она есть только у людей. Души творятся Богом заново из ничего вся-
кий раз, когда предстоит родиться человеку. Будучи сотворенной, душа,
тем не менее, вечна, так как не пространственна, не состоит из частей и
потому не может быть разрушена. Душе присущи способности — ра-
зум, воля и память. Высший акт воли — это акт веры, вера выше разума.
Вера должна предшествовать познанию, сначала человек должен уверо-
вать в Бога, возлюбить его, а потом познавать. Августин учил о позна-
вательной роли любви: «Поздно полюбил я Тебя, Красота, такая древ-
няя и такая юная, поздно полюбил я Тебя! Вот Ты был во мне, а я — был во внешнем и там искал Тебя, в этот благообразный мир, тобой
созданный, вламывался я безобразный. Со мной был Ты, с Тобой я не
был. Вдали от Тебя держал меня мир, которого бы не было, не будь он в
Тебе. Ты позвал, крикнул и прорвал глухоту мою; Ты сверкнул, засиял и
прогнал слепоту мою».
В книге «О граде Божием» Августин впервые в христианской тра-
диции попытался переосмыслить историю человечества. Вся история
для Августина определяется борьбой двух институтов — града Божьего
и града земного. Град Божий — это избранное меньшинство. Сначала
оно состояло из верных Богу ангелов, потом ветхозаветных патриархов,
пророков. А после пришествия Христа этим градом стали истинные
христиане, окружавшие Христа и продолжавшие его дело. Град Божий
как бы вкраплен в град мирской, в эту нечестивую среду. Град земной
господствует в мире, где происходят насилие, войны, создаются госу-
дарства, руководимые шайками разбойников.
Град Божий имеет незримый, идеальный характер. Единственным
зримым его представителем на земле является церковь в лице святых. И
церковь рано или поздно должна прийти к власти и править миром.
Вся история проходит у Августина шесть стадий: 1. От Адама до
потопа; 2. От потопа до патриарха Авраама; 3. От Авраама до Давида;
4. От Давида до Вавилонского пленения; 5. От Вавилонского пленения
до рождения Христа; 6. От пришествия Христа до конца существования
человечества.

ФОМА АКВИНСКИЙ

лице Фомы Аквинского религиозная философия сделала большой ,
шаг вперед. . (
Фома Аквинский (1225-1274 гг.) считается величайшим представителем
схоластической философии. И по сей день во всех католических учебных за-
ведениях в обязательном порядке изучают его труды. Он был сыном графа
Аквинского, имевшего свой замок в неаполитанском королевстве, учился в
Неаполе, Кельне и Париже. За свои труды получил звание «ангельского док-
тора». Главные труды — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».
В «Сумме теологии» Фома попытался в популярной форме изло-
жить основные идеи схоластической философии. Важно его учение о
соотношении веры и разума. Цель философии, считал он, заключается в
том, чтобы возвестить истину, исповедуемую католическим вероучени-
ем. Но для этого нужно прибегнуть к помощи естественного разума,
поскольку многие не принимают авторитета Священного Писания. Но
разуму не все доступно, он может доказать существование Бога и бессмертия души, но ему недоступно понимание Троичности или Послед-
него суда, которое дается только откровением. Откровение не противо-
речит разуму, но нужно разделять то, что может быть доказано разумом,
и то, что не может. Главная задача — примирить истины веры и истины
разума. Лучше понимать, чем просто верить. На этом основывается «ес-
тественное богословие» — высшая часть философии.
Так, сущность Бога разуму недоступна, это предмет откровения, но
можно с помощью логики доказать существование Бога: Бог как перво-
причина, как последняя цель развития, как самое совершенное сущест-
во, как источник движения и т.д. Бог может быть познан не только с
помощью веры, но и разума.
Важное значение, в том числе и философское, имеет у Фомы соотно-
шение потенциального и актуального, то есть акта и потенции. Бог является
чистым актом, чистой формой, единственно подлинно существующим. Чем
ниже, дальше от Бога, тем больше материи и меньше духа, меньше акту-
альности и больше потенциальности, меньше формы, больше содержания.
Материя — это чистая потенциальность, пассивность, которая становится
чем-то конкретным только благодаря активной форме.
Так, ум человека является не абсолютным началом, но только ча-
стью целого. Только в Боге ум есть сущность, в человеке это лишь по-
тенция сущности, так что не ум мыслит, а человек мыслит при помощи
ума. Ум самое главное, что есть в человеке, именно с его помощью мы
можем хоть как-то познать Бога, ум выше воли, но все-таки ум имеет
свои границы — любовь к Богу важнее, чем познание Бога.
Все века господства схоластики в университетах и среди богосло-
вов велись жаркие споры между номиналистами и реалистами. Номина-
листы (от латинского поте — имя) считали, что общее — это только
слово, имя, реально же существуют только единичные вещи. Реалисты,
напротив, полагали, что общее существует реально, что Бог, например,
не просто слово, а реально существующий субъект, Бог должен сущест-
вовать, иначе Он не был бы Богом. Споры и диспуты доходили до пота-
совок между университетами. С точки зрения Фомы, который был уме-
ренным реалистом, общее есть продукт нашего ума, однако оно имеет
отношение к реальности, которая существует вне нашего ума. Общее
существует и само по себе, в уме Бога.
Наивысшее счастье не может заключаться в деяниях, ибо последние
служат только средствами. Наивысшее счастье в познании Бога. Но позна-
ние Бога, которым обладает большинство людей, недостаточно для дости-
жения высшего счастья; недостаточно и познания Бога, достигнутого через
доказательства, недостаточно даже познания Бога через веру В настоящей
жизни нам не дано узреть Бога Только в грядущем мире мы узрим Его, и
это будет достигнуто не нашими естественными силами, а благодаря боже-
ственному свету. Тогда мы и достигнем наивысшего счастья.

ВОПРОСЫ
1. Можно ли сказать, что Средние века в Европе, — а это более тысячи
лет, — являются не мрачным и темным периодом в истории, как час-
то считают, а не менее интересным и важным этапом в развитии
культуры, чем античность или Новое время9
2. Как вы относитесь к точке зрения, высказанной в тексте, что связь и под-
чинение религии в эпоху крушения античного мира спасла философию?


Ccылки на другие страницы
Познакомься с народом


 
Hosted by uCoz