Раздел 5. Мир в новейшее время.  


Предварительные замечания
Изучая материал данного раздела, студенты должны получить знания важнейших проблем истории XX в. При анализе причин первой мировой войны следует обратить внимание на различные факторы. В учебниках перечисляются конкретные противоречия между государствами, участниками конфликта (Франция-Германия, Великобритания-Германия, Россия- Германия и проч.). Мир прошел долгий путь формирования блоковой системы, в войне приняли участие два лагеря: Антанта (Великобритания, Франция, Россия и их союзники) и Германский блок (Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция). Но важны не только внутриполитические и международные аспекты подготовки конфликта, но и такие социально-психологические явления как рост национализма, милитаризация общественного сознания. Последовательно прослеживая ход боевых действий, следует уяснить периодизацию конфликта и его геополитические рамки. Подводя итоги первой мировой войны для международных отношений, оценивая работу Парижской и Вашингтонской конференции, важно отметить начало работы Лиги наций. Период между войнами включает в себя три блока вопросов. Первый из них - история 1920-х годов. Продолжая начатую ранее хронологическую таблицу, студент должен зафиксировать стремительный прогресс в науке и технологии. Это поможет понять контекст социально-экономических изменений 1920-х годов - "десятилетия процветания". Второй проблемой, которую следует осмыслить, является история мирового экономического кризиса 1929-начала 30-х годов, непосредственно повлиявшего на развитие внутренней и внешней политики всего мира. В политической сфере историческим последствием экономического кризиса стало принципиальное изменение роли государства, усиление его влияния на все стороны общественной жизни. Третья группа вопросов, которые должен изучить студент, касаются внутриполитических событий в странах Запада в 1930-х гг. Студент должен особое внимание уделить антикризисному опыту США, реформам “нового курса” В 1930-е годы в ряде европейских стран сложилась тоталитарная система. Наиболее характерными являются примеры Италии и Германии. Важно понять, что приход к власти нацистов в Германии стал одним из результатов первой мировой войны. Победу нацистов обусловили экономический кризис, неспособность традиционных либеральных, социал-демократических, консервативных политических сил найти выход. Студент может увидеть, что экономическая политика и в США и в Германии в 1933-1939 г. имела один вектор - усиление государственного регулирования. Однако отношение к правам, свободам человека, институтам демократии в США и тоталитарных странах были принципиально различными. Необходимо увидеть общее и особенное в итальянском фашизме, немецком нацизме. Систематизируя свои знания, следует выписать основные причины Второй мировой войны - экономические, социальные, идейные. Сопоставьте изучаемый период и период, предшествующий Первой мировой войне. В целом понимание событий 1939-1945 гг. будет более полным, если студент будет иметь в виду итоги первой мировой войны. Традиционно главные события Второй мировой войны хорошо известны студентам. Анализируя боевые действия в различных регионах мира, следует уяснить периодизацию конфликта. Тема завершается подведением итогов войны для человека, общества, государств-участников и международных отношений (учитывается начало “холодной войны”). Логичнее начинать ответ на этот вопрос с оценки гуманитарной катастрофы 1939-1945 гг., гибели людей, целенаправленному уничтожению народов, страшной людской трагедии второй мировой войны. Студент должен обратить внимание на духовные и нравственные последствия войны. После этого следует отметить экономические, внутриполитические и международные последствия конфликта. Вторая часть истории новейшего времени включает в себя все ключевые темы по истории международных отношений с 1945г. по 2000-е годы. Для того чтобы эффективно освоить этот большой материал, нужно сосредоточить свое внимание на проблеме противоборства и взаимодействия двух свехдержав (США и СССР - Российской Федерации). Первая группа вопросов касается событий второй половины 1940-х гг. Студент должен проанализировать звенья одной цепи: послевоенное мирное урегулирование, учреждение ООН, создание двух немецких государств, провозглашение доктрины президента Трумэна, план восстановления Европы (план Маршалла), начало ядерного противостояния, разделение мира на два противоборствующих лагеря. Второй блок проблем - это международные отношения 1950-1960-х годов. Это время конфронтации между Западом и государствами, организовавшими в 1955 г. Варшавский блок. Третья часть вопросов связана с периодом “разрядки” международной напряженности, ее достижениями и противоречиями. Завершающий, четвертый блок проблем касается изменений в отношениях Восток-Запад, начавшихся в середине 80-х годов. Идеологические и политические изменения, происходившие в нашей стране в период реформ М.С.Горбачева, подготовили Договоры между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, о сокращении стратегических наступательных вооружений. Обратим внимание, что проблемы Европейской интеграции второй половины XX века, взаимоотношения СССР с социалистическими странами и история Движения неприсоединения рассматриваются в последующих разделах. Студент должен начать освоение темы с изучения революционного скачка в области науки, техники и технологии (освоение новых источников энергии, начало радикальных преобразований в сфере информации и коммуникации). Достижения в промышленной сфере непосредственно сказались на уровне жизни человека, на изменении в социальных отношениях (положение промышленных рабочих, увеличение среднего класса), на форме организации производства (система акционерных обществ, создание глобальных корпораций, сочетание рыночного, планового и государственного регулирования хозяйства). Ключевое значение для понимания эпохи имеет трансформация “индустриального общества” в “новое индустриальное общество”, создания “общество потребления”. Вторая группа вопросов, которую должен изучить студент - политическая история государств Запада. Заметно укрепление власти партий центристской направленности. Студенту будет важно проследить появление курса на широкие либеральные реформы 1960-х гг. Изучения потребуют ключевые явления периода - политика президентов Дж. Кеннеди, Л. Джонсона, история Франции в эру правления генерала Ш. Де Голля. Логическим рубежом темы является изучение массового социального (прежде всего молодежного) протеста 1960-х. Студент должен получить общее представление о взаимоотношениях в рамках Варшавского блока. Отметить следует попытки реформ, постепенную эволюцию социалистической системы отношений и ряд острых кризисов (Венгрия 1956 г., Чехословакия 1968 г.) Особое звучание имеет тема европейской интеграции (традиционно мало освещаемая на страницах учебников). После второй мировой войны началось активное объединительное движение стран Западной Европы. Прежде всего здесь следует отметить Европейское объединение угля и стали (1951 г.) и Европейское экономическое сообщество (1957 г.) Эти соглашения содействовали складыванию основ единого экономического пространства шести, а в наши дни пятнадцати государств. Теперь эта структура называется Европейский Союз. Другой формой гуманитарного сотрудничества стал Совет Европы, созданный в 1949 г. Область интересов этой организации - права человека. Следует отметить выдвижение сферы услуг, науки и образования в центр экономической политики развитых стран в последней трети XX в. При этом следует избегать распространенных иллюзий о безупречном постоянном совершенствовании западной экономики. Следует отметить финансовые кризисы конца 1970-х и 1998 г. Среди основных проблем конца XX века следует отметить последствия распада биполярного мира, растущее противостояние "Запад-Восток", проявление националистических движений (в том числе на уровне легальной политической деятельности), экологический фактор.


Задание 1. Текст 1. Первая мировая война (Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. В сокращении).
Обстановка накануне войны. В начале XX в. произошло оформление блоков стран – участниц Первой мировой войны. С одной стороны это были Германия, Австро-Венгрия, Италия, оформившиеся в Тройственный союз (1882), и с другой – Англия, Франция и Россия, создавшие Антанту (1904-1907). Ведущую роль в австро-германском и романо-британском блоках играли соответственно Германия и Англия. Конфликт между этими двумя государствами лежал в основе будущей мировой войны. При этом Германия стремилась завоевать достойное место под солнцем, Англия защищала сложившуюся мировую иерархию.
Германия в начале века вышла на второе место в мире по уровню промышленного производства (после США) и первое место в Европе. Достаточно быстрыми темпами развивались остальные сферы национального хозяйства Германии, наука, образование и т.д.
В то же время геополитическое положение Германии не соответствовало растущей мощи ее монополий, амбициям крепнущего государства. В частности, колониальные владения Германии были весьма скромными в сравнении с другими индустриальными странами. При этом следует учитывать, что население самой Германии было самым многочисленным из всех стран Западной Европы.
Уже в начале XX в. усиливается экспансия Германии на Ближнем Востоке в связи с постройкой Багдадской железной дороги; в Китае – в связи с аннексией порта Цзяочжоу (1897) и установлением ее протектората над Шаньдунским полуостровом. Германия также устанавливает протекторат над Самоа, Каролинскими и Марианскими островами в Тихом океане, приобретает колонии Того и Камерун в Восточной Африке. Это постепенно обостряло англо-германские, германо-французские и германо-русские противоречия. Помимо этого германо-французские отношения были осложнены проблемой Эльзаса, Лотарингии и Рура; германо-русские вмешательством Германии в Балканский вопрос, ее поддержкой там политики Австро-Венгрии и Турции. Обострились и германо-американские торговые отношения в области экспорта продукции машиностроения в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока Предвестниками Первой мировой войны стали марокканские кризисы (1905, 1911), Русско-японская война (1904-1905), захват Италией Триполитании и Киренаики, Итало-турецкая война (1911-1912), Балканские войны (1912-1913 и 1913).
Накануне Первой мировой войны резко усилилась пропаганда милитаризма и шовинизма практически во всех странах. Она ложилась на вздобренную почву. Развитые индустриальные государства, добившиеся ощутимого превосходства в экономическом развитии в сравнении с другими народами, стали ощущать и свое расовое, национальное превосходство, идеи которого уже с середины XIX в. культивировались отдельными политиками, а к началу XX в. становятся существенным компонентом официальной государственной идеологии.
Подготовка к войне. Одновременно велась военно-экономическая подготовка мировой бойни. Так, с 90-х гг. по 1913 г. военные бюджеты ведущих стран выросли более, чем на 80%. Бурно развивалась военно-оборонная промышленность. К началу войны производство военной продукции в Германии и Австро-Венгрии лишь немного уступало аналогичным показателям в странах Антанты. Однако Антанта получала явный перевес в случае затяжной войны или расширения своей коалиции.
Учитывая последнее обстоятельство, германские стратеги уже давно разрабатывали план блицкрига. Немецким планом предусматривался молниеносный победный удар на Западе при одновременных сдерживающих, оборонительных боях на восточном фронте, с последующим разгромом России; Австро-Венгерский штаб планировал войну на два фронта (против России и на Балканах). В планы противной стороны входило наступление русской армии сразу на двух направлениях (северо-западном – против Германии и юго-западном – против Австро-Венгрии) силами в 800 тысяч штыков при пассивно выжидательной тактике французских войск. Германские политики и военные стратеги возлагали надежду на нейтралитет Англии в начале войны, для чего летом 1914 г. подталкивали Австро-Венгрию на конфликт с Сербией.
Начало войны. В ответ на убийство 28 июня 1914 г. наследника Австро-Венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда в г. Сараево Австро-Венгрия незамедлительно открыла военные действия против Сербии, в поддержку которой 31 июля Николай II объявил всеобщую мобилизацию в России. На требование Германии прекратить мобилизацию Россия ответила отказом. 1 августа 1914 г. Германия объявила войну России, а 3 августа – Франции. Не оправдались надежды Германии на нейтралитет Англии, выступившей с ультиматумом в защиту Бельгии, по истечении которого она начала военные действия против Германии на море, официально объявив ей войну 4 августа.
Военные действия в 1914 г. на Западно-Европейском фронте были наступательными со стороны Германии, войска которой, пройдя Бельгию с севера, вступили на территорию Франции. В начале сентября между городами Верденом и Парижем состоялось грандиозное сражение, проигранное немецкими войсками. На Восточно-Европейском направлении наступала русская армия; войска Северо-Западного и Западного фронтов были немцами остановлены; войска же Юго-Западного фронта достигли успеха, заняв г. Львов. Одновременно боевые действия разворачивались на Кавказском и Балканском фронтах. В целом Антанте удалось сорвать планы блицкрига, в результате чего война приобрела затяжной, позиционный характер, и чаша весов стала склоняться в ее сторону.
Военные действия (в 1915-1918). В 1915 г. больших изменений на Западно-Европейском фронте не произошло. Россия в целом проиграла кампанию 1915 г., сдав австрийцам Львов, а немцам – Лиепаю, Варшаву, Новогеоргиевск.
Вопреки предвоенным обязательствам, в 1915 г. Италия объявила войну Австро-Венгрии, в результате чего открылся новый Итальянский фронт, где военные действия не выявили явного преимущества сторон. Этот перевес в пользу Антанты на юге Европы был нейтрализован оформлением в сентябре 1915 г. Четверного Австро-Германо-Болгаро-Турецкого Союза. Одним из результатов его образования стало поражение Сербии с последующей эвакуацией ее армии (120 тыс. человек) на остров Корфу.
В том же году действия на Кавказском фронте были перенесены на территорию Ирана при участии не только России и Турции, но и Англии; после высадки англо-французских войск в Салониках оформился Салоникский фронт, англичанами была занята территория Юго-Западной Африки.
1916 г. на Западно-Европейском фронте ознаменовался двумя крупными сражениями: под г. Верденом и на р. Сомме, где с обеих сторон было убито, ранено и взято в плен 1 млн. 300 тысяч человек. Русская армия в этом году провела наступательные операции на Северо-Западном и Западном фронтах в поддержку союзников, в период битвы под Верденом. Кроме того, на Юго-Западном фронте был осуществлен прорыв, вошедший в историю по имени генерала А. Брусилова (1853-1926), в результате которого была занята территория в 25 тыс. кв. км.
Англия одержала победу в Северном море в самом крупном морском сражении Первой мировой войны (Ютландский бой).
В целом успехи Антанты обеспечили перелом в ходе военных действий. Германское командование перешло с конца 1916 г. к обороне на всех фронтах.
Однако уже в следующем году русские войска оставили Ригу. Ослабленные позиции Антанты были подкреплены вступлением в войну на ее стороне США, Китая, Греции и др.На Западном же фронте Антанте не удалось овладеть решающим преимуществом, в то время как на новом Иранском фронте англичане заняли Багдад и закрепились в Африке.
В 1918 г. было создано единое союзное командование стран Антанты. Несмотря на отсутствие Русского фронта, немцы и австрийцы по-прежнему держали в России до 75 дивизий, ведя сложную игру в сложившихся условиях после Октябрьской революции. Немецкое командование предприняло крупное наступление на р. Сомме, окончившееся неудачей. Контрнаступление союзников заставило Германский генеральный штаб запросить перемирие. Оно было подписано 11 ноября 1918 г. в Компьене, а 18 января 1919 г. в Версальском дворце открылась Конференция 27 союзных стран, определивших характер мирного договора с Германией. Договор был подписан 28 июня 1919 г., Советская Россия, заключившая сепаратный мир с Германией в марте 1918 г., в разработке Версальской системы не участвовала.
Итоги войны. По Версальскому договору территория Германии сократилась на 70 тыс. кв. км, она лишилась всех немногочисленных колоний; военные статьи обязывали Германию не вводить воинскую повинность, распустить все военные организации, не иметь современных видов вооружения, выплатить репарации. Основательно была перекроена карта Европы. С распадом Австро-Венгерской дуалистической монархии была оформлена государственность Австрии, Венгрии, Чехословакии, Югославии, подтверждены самостоятельность и границы Албании, Болгарии, Румынии. Бельгия, Дания, Польша, Франция и Чехословакия вернули себе захваченные Германией земли, получив под свое управление часть исконных немецких территорий. От Турции были отделены Сирия, Ливан, Ирак, Палестина и переданы в качестве подмандатных территорий Англии и Франции. Новая западная граница Советской России также была определена на Парижской мирной конференции (линия Керзона), при этом закреплялась государственность частей бывшей империи: Латвии, Литвы, Польши, Финляндии и Эстонии.
Последствия Первой мировой войны. Первая мировая война продемонстрировало кризисное состояние цивилизации. Действительно, во всех воюющих странах свертывалась демократия, суживалась сфера рыночных отношений, уступая место жесткому государственному регулированию сферы производства и распределения в его крайней этатистской форме. Эти тенденции противоречили хозяйственным основам западной цивилизации.
Не менее ярким свидетельством глубокого кризиса были кардинальные политические изменения в ряде стран. Так, вслед за Октябрьской революцией в России прокатились революции социалистического характера в Финляндии, Германии, Венгрии; в других странах отмечался небывалый подъем революционного движения, а в колониях – антиколониального.
Первая мировая война явилась катализатором индустриального развития. За годы войны было произведено 28 млн. винтовок, около 1 млн. пулеметов, 150 тыс. орудий, 9200 танков, тысячи самолетов, создан подводный флот. Военная направленность индустриального прогресса стала очевидной, следующим шагом явилось создание техники и технологий для массового уничтожения людей. Впрочем, уже в годы Первой мировой войны были произведены чудовищные опыты, например, первое применение химического оружия.
Последствия войны были катастрофическими для народного хозяйства большинства стран. Они вылились в повсеместные длительные экономические кризисы, в основе которых лежали гигантские хозяйственные диспропорции, возникшие в военные годы.

Вопросы и задания:
1. Кратко выделите 3-4 причины Первой мировой войны.
2. Назовите два главных блока, принимавших участие в войне, годы формирования и основные страны, которые в них входили.
3. Какие новые страны образовались по результатам войны?


Задание 2. Текст 2. Тоталитарные диктатуры в Европе (Хачатурян Я. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX в. В сокращении)
ТОТАЛИТАРИЗМ
В период между первой и второй мировыми война¬ми в ряде стран мира сформировались политические режимы, получившие название тоталитарных. Тоталитаризм — особое явление, присущее только XX в., он качественно отличается и от древних восточных деспотий, и от диктаторских режимов (в том числе и современных ему).
Природа тоталитаризма
У историков и политологов пока не сложилось единого мнения по поводу природы и сущности тоталитаризма: это довольно сложный феномен, за кажущейся простотой которого крылись многообразие и определенная гибкость. Кроме того, в разных регионах и типах цивилизаций тоталитарные режимы существенно отличались друг от друга, что также затрудняет единую характеристику тоталитаризма. Тем не менее, ряд отличительных признаков тоталитаризма уже вы¬явлен.
Тоталитарные режимы всегда стремятся к полному господству над личностью и обществом в целом. На практике это означает жесткое централизованное регулирование экономики и политики, средств маcсовой информации, системы образования и культуры; сращивание государственной власти и какой-либо одной партии (как правило, единственной в стране); господство одной жестко сформулированной идеологии; поглощение личности коллективом и полное подчинение личных интересов «общественным» (фактически интересам государства); жесткий контроль над обществом с помощью разветвленного репрессивного аппарата; культ личности лидера («вождя»).
Впервые слово «тоталитарный» (всеобщий, полный) применительно к политическому режиму стали использовать глава итальянских фашистов Б. Муссолини и их идеолог Д. Джентиле в середине 20-х гг. Определяя этим термином свою политику, Муссолини подчеркивал, что намерен обеспечить единство личности, партии и государства во имя торжества высшей, национальной идеи. В лексиконе противников фашизма термин «тоталитарный» сразу же приобрел негативный смысл, стал синонимом слов «репрессивный», «антидемократический» и т. д.
Почему же и как возник тоталитаризм? Его появление вряд ли можно объяснить тем, что какая-либо партия или политический лидер вдруг решили добиться абсолютной власти. Тоталитаризм — явление мирового масштаба, обусловленное конкретными историческими условиями.
Важнейшей задачей всех обществ, вставших на путь тоталитаризма, было ускоренное экономическое развитие, завершение или переход к модернизации в сфере экономики. Это было, по сути дела, единым и да¬же непременным признаком тоталитарных обществ. Италия и особенно Испания и Португалия в 20—30-е гг. оставались полумодернизированными странами и значительно отставали от передовых западноевропейских стран. Россия, Германия и Япония еще на рубеже XIX—XX вв. сумели войти в число наиболее сильных мировых держав, однако их развитие уже тогда отличалось неравномерностью и несбалансированностью, типичными для стран «молодого» капитализма. А вот их политические цели были весьма различны, а порой и полярно противоположны, как, например, в Германии и СССР.
На формирование тоталитарных обществ оказали влияние не только внутренние, но и внешние факторы. Так, на экономике Германии тяжело сказались первая мировая война и весьма обременительные условия Версальского договора. Россию потрясла революция 1917г., затем на страну обрушилась кровопролитная Гражданская война, страшный урон экономике принесла и политика «военного коммунизма». Нельзя забывать и о тяжелейших последствиях мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. (Великой депрессии), от которого пострадали практически все страны Запада, а в наибольшей степени — отстающие, отличавшиеся крайне низким уровнем жизни населения.
Как уже говорилось, решение основной задачи — быстрого восстановления и дальнейшей модернизации экономики — преследовало в разных странах и различные политические цели. Например, Германия и Япония стремились с помощью милитаризации экономики в кратчайшие сроки подготовиться к новой войне.
Как же утверждались и функционировали тоталитарные режимы, на какие силы* они при этом опирались? Факты убедительно говорят, что тоталитаризм, как правило, пользовался массовой, а на некоторых этапах даже практически всеобщей поддержкой населения. В ряде стран переход к тоталитаризму совершался на основе демократических выборов, как, на¬пример, в Италии и Германии. Это, конечно, не означало, что на момент такого перехода в обществе царило полное единодушие. И итальянские, и немецкие коммунисты, и социалисты в свое время резко возражали против ввода фашистов в правительства и парламенты. Однако партии Муссолини и Гитлера опирались на растущую поддержку масс.
Чем же объяснялась эта поддержка? Во-первых, тем, что партии и лидеры тоталитарного толка демагогически предлагали населению мобилизовать все силы для решения действительно актуальных проблем, важность которых в той или иной степени осознавалась обществом. Во-вторых, расчеты тех, кто пролагал пути к тоталитаризму, строились на умелом использовании чувств и настроений толпы — как благородных, так и низменных. В итоге подавляющее большинство населения тоталитарных государств (в том числе и в СССР) искренне ощущало себя жителями не¬коего исключительного общества и создателями еще более замечательного «светлого будущего», ради которого не страшно идти на любые жертвы
В государствах фашистского толка (в особенности в Германии) всячески поощрялись националистические и шовинистические настроения. Мечты о «Великой Германии», демагогическая игра на чувстве национальной гордости, ущемленном поражением в первой мировой войне, разжигание антисемитизма — все это увеличивало поддержку фашистов массами, одновременно пробуждая в обществе самые темные варварские инстинкты.
Отметим, что в преддверии своего прихода к власти итальянские и немецкие фашисты активно использовали растущее социальное недовольство масс. Они критиковали правительство за неспособность обеспечить выход из экономического кризиса, решить проблему безработицы и повысить жизненный уровень на¬селения. При этом выдвигались и такие, например, лозунги: «Землю тем, кто ее обрабатывает».
Важно учитывать и то, что тоталитаризм утверждался в государствах, где традиции демократии был слабы либо отсутствовали вообще, то есть там, где сложились прочные традиции сильной централизованно; власти, располагающей отработанными механизмами давления на общество. Вот почему тоталитаризм в принципе не мог восторжествовать в таких государствах, как Англия или США. Правда, в 30-е гг. государство и там (в особенности в США) усилило контроль над экономикой, борясь с последствиями Вели¬кой депрессии и стихией рынка. Однако в нетоталитарных странах процесс «огосударствления» имел определенные рамки и не перерос в систему, основной принцип которой Муссолини сформулировал так: «Все в государстве и ничего вне государства».
Сила и слабость тоталитарных систем
Установление тоталитарных режимов приносило весьма неоднозначные результаты, причем не только отрицательные. В Италии, например, государство широко финансировало машиностроительные и металлургические предприятия, что спасало их от банкротства в годы Великой депрессии; власти давали средства на проведение геологических изысканий, на развитие тяжелой, добывающей и синтетической промышленности, энергетики. Еще в 20-е гг. удалось ре¬шить зерновую проблему, а до этого Италия была вынуждена ввозить из-за границы до 20% потребляемого хлеба. Но за счет повышения таможенных пошлин, централизованных закупок зерна, освоения целинных земель страна стала обходиться собственными ресурсами. Затем, уже в 30-е гг., в Италии была создана система социального страхования, введена семейная надбавка к заработной плате, которая также постепенно повышалась.
Безусловные экономические успехи были достигнуты и в Германии. Уже к 1936 г. в стране была полностью ликвидирована безработица, а уровень развития тяжелой индустрии в сравнении с 1928 г. вырос на 18,5%. При этом шла усиленная милитаризация экономики, но на соответствующих предприятиях уровень заработной платы был особенно высок, что, разумеется, могло вызвать у населения только поддержку.
Тем не менее ценность достижений тоталитарных режимов была весьма относительной. Во-первых, экономическое развитие шло неравномерно: предпочтение отдавалось, как правило, тяжелой индустрии и военной промышленности. Мощные прорывы в этих сферах производства осуществлялись в ущерб развитию легкой промышленности и сельского хозяйства.
Во-вторых, впечатляющие «скачки» вперед реализовались не только за счет государственного планирования и энтузиазма масс (хотя и эти факторы имели большое значение). Весьма активно использовались и механизмы насилия. В Германии, например, после установления тоталитарного режима рабочие довольно быстро были лишены права на забастовки, им запрещалось самовольно менять работу и место жительства, выезжать за границу. А в Италии еще в 1928 г. крестьянам было запрещено покидать землю без разрешения властей.
Жесткий контроль государства над обществом особенно активно применялся в фашистской Германии и в СССР. Этот контроль, порождавший в обществе атмосферу страха и неуверенности, не уравновешивался даже значительными достижениями в сфере социального обеспечения, плоды которых были доступны далеко не всем.
В-третьих, сосредоточение огромной власти в руках одного лидера (или небольшой кучки правящей элиты) нередко приводило к военным, политическим или экономическим авантюрам. За тяготы второй мировой войны, развязанной фашистским руководством Германии во главе с Гитлером, пришлось заплатить дорогую цену всему миру (в том числе и самим немцам).
Вторая мировая война привела к крушению тоталитарные режимы в Германии и Италии. Фашистский вариант тоталитаризма оказался наиболее нежизнеспособным. Правда, в Испании и Португалии режимы фашистского типа существовали еще три десятилетия, но, как считают многие историки, тоталитаризм в этих странах с самого начала был «умеренным», а после 1945 г. постепенно изменялся в сторону демократизации.
Сегодня тоталитарные режимы в различном виде еще сохраняются в Северной Корее, Ираке, на Кубе, в некоторых других странах. И хотя несостоятельность их, казалось бы, убедительно доказана историей, вряд ли кто-либо рискнет сказать, что тоталитаризм как явление изжил себя окончательно.
Тоталитаризм — один из горьких плодов индустриальной цивилизации. Он стал возможен в эпоху, когда люди поверили во всемогущество социальной инженерии, то есть «плановой», полностью регулируемой перестройки структуры общества: когда чело¬век, сам того не замечая, постепенно превращался в «колесико и винтик» производственной и государ¬ственной машины. Отсутствие у индивида способности самостоятельно принимать решения стало основой для появления тоталитаризма.
Не случайно Известный психолог и философ Э. Фромм даже в самых демократических государствах видел ростки тоталитаризма:
«Мы не замечаем, что стали жертвами власти нового рода. Мы превратились в роботов, но живем под влиянием иллюзии, будто мы самостоятельные индивиды... Индивид живет в мире, с которым потерял все подлинные связи, в котором все и вся инструментализированы; и сам он стал частью машины, созданной его собственными руками. Он знает, каких мыслей, каких чувств, каких желаний ждут от него окружающие, и мыслит, чувствует и желает в соответствии с этими ожиданиями, утрачивая при этом свое «я»...»
Вопросы и задания
1. С опорой на текст найдите определение тоталитарного режима. Какие пять признаков тоталитарного режима выделяет автор?
2. Какие условия складывания тоталитаризма раскрываются в тексте (перечислите кратко)?
3. Почему, на ваш взгляд, тоталитаризм поддерживался значительной массой населения стран.



Задание 3. Текст 3. Вторая мировая война (Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. В сокращении).


Внешняя политика стран перед войной. Окончательно Версальская система пала перед началом Второй мировой войны, к которой Германия достаточно основательно была готова. Так, с 1934 по 1939 г. военное производство в стране увеличилось в 22 раза, численность войск – в 35 раз, Германия вышла на второе место в мире по объему промышленного производства и т. д.
В настоящее время у исследователей нет единого взгляда на геополитическое состояние мира накануне Второй мировой войны. Часть историков (марксистов) продолжает настаивать на двухполисной характеристике. По их мнению, в мире имелись две социально-политические системы (социализм и капитализм), а в рамках капиталистической системы мировых отношений – два очага будущей войны (Германия – в Европе и Япония – в Азии), Значительная часть историков полагает, что накануне Второй мировой войны существовали три политические системы: буржуазно-демократическая, социалистическая и фашистско-милитаристская. Взаимодействие этих систем, расклад сил между ними могли обеспечить мир или сорвать его. Возможный блок буржуазно-демократической и социалистической систем был реальной альтернативой Второй мировой войне. Однако мирного альянса не получилось. Буржуазно-демократические страны не пошли на создание блока до начала войны, ибо их руководство продолжало рассматривать советский тоталитаризм как наибольшую угрозу основам цивилизации (результат революционных изменений в СССР, включая и 30-е годы), чем его фашистский антипод, открыто провозгласивший крестовый поход против коммунизма. Попытка СССР создать систему коллективной безопасности в Европе закончилась подписанием договоров с Францией и Чехословакией (1935). Но и эти договоры не были приведены в действие в период оккупации Германией Чехословакии в силу противодействующей им «политики умиротворения», проводившейся в те время большинством европейских стран в отношении Германии.
Германия же в октябре 1936 г. оформила военно-политический союз с Италией («Ось Берлин – Рим»), а через месяц между Японией и Германией был подписан Антикоминтерновский пакт, к которому через год (6 ноября 1937 г.) присоединилась Италия. Создание реваншистского альянса заставило активизироваться страны буржуазно-демократического лагеря. Однако лишь в марте 1939 г. Англия и Франция приступили к переговорам с СССР о совместных действиях против Германии. Но соглашение так и не было подписано. Несмотря на полярность трактовок причин несостоявшегося союза антифашистских государств, одни из которых перекладывают вину за необуздание агрессора на капиталистические страны, другие относят на счет политики руководства СССР и т. д., очевидно одно – умелое использование фашистскими политиками противоречий между антифашистскими странами, что и привело к тяжким для всего мира последствиям.
Политика СССР накануне войны. Консолидация фашистского лагеря на фоне политики умиротворения агрессора толкала СССР на открытую борьбу с расползающимся агрессором: 1936 г. – Испания, 1938 г. – малая война с Японией у озера Хасан, 1939 г. – советско-японская войны на Халхин-Голе. Однако совершенно неожиданно 23 августа 1939 г. (за восемь дней до начала мировой войны) был подписан Пакт о ненападении Германии и СССР называемый пактом Молотова – Риббентропа. Ставшие достоянием мировой общественности секретные протоколы к этому пакту о разграничении сфер влияния Германии и СССР на севере и юге Европы, а также разделе Польши заставили по-новому взглянуть (в особенности отечественных исследователей) на роль СССР в антифашистской борьбе накануне войны, а также его деятельность с сентября 1939 по июнь 1941 гг., на историю открытия второго фронта и многое другое.
Не вызывает сомнения, что подписание советско-германского пакта о ненападении резко изменило соотношение сил в Европе: СССР избежал казалось бы неминуемого столкновения с Германией, в то время как страны Западной Европы оказались лицом к лицу с агрессором, которого они продолжали по инерции умиротворять (попытка Англии и Франции с 23 августа по 1 сентября 1939 г. договориться с Германией в польском вопросе по типу Мюнхенского соглашения).
Начало Второй мировой войны. Непосредственным предлогом к нападению на Польшу явилась достаточно откровенная провокация Германии на их совместной границе (г. Гливиц), после чего 1 сентября 1939 г. 57 немецких дивизий (1,5 млн. человек), около 2500 танков, 2000 самолетов вторглись на территорию Польши. Началась Вторая мировая война.
Англия и Франция объявили войну Германии уже 3 сентября, не оказав, впрочем, реальной помощи Польше. С 3 по 10 сентября в войну против Германии вступили Австралия, Новая Зеландия, Индия, Канада; США объявили о нейтралитете, Япония заявила о невмешательстве в Европейскую войну.
Первый этап войны. Таким образом, Вторая мировая началась как война между буржуазно-демократическим и фашистско-милитаристским блоками. Первый этап войны датируется 1 сентября 1939 г. – 21 июня 1941 г., в начале которого немецкая армия до 17 сентября оккупировала часть Польши, выйдя на линию (города Львов, Владимир-Волынский, Брест-Литовск), обозначенную одним из упоминавшихся тайных протоколов пакта Молотова – Риббентропа.
До 10 мая 1940 г. Англия и Франция не вели практически военных действий с противником, поэтому этот период получил название «странная война». Пассивностью союзников воспользовалась Германия, расширяя агрессию, оккупировав в апреле 1940 г. Данию и Норвегию и перейдя в наступление от берегов Северного моря до «линии Мажино» 10 мая того же года. В течение мая капитулировали правительства Люксембурга, Бельгии, Голландии. А уже 22 июня 1940 г. Франция была вынуждена подписать перемирие с Германией в Компьене. В результате фактической капитуляции Франции было создано на ее юге коллаборационистское государство во главе с маршалом А. Петеном (1856-1951) и административным центром в г. Виши (так называемый «вишистский режим»). Францию сопротивляющуюся возглавил генерал Шарль де Голль (1890-1970).
10 мая произошли изменения и в руководстве Великобритании, главой Военного кабинета страны был назначен Уинстон Черчилль (1874-1965), чьи антигерманские, антифашистские и, конечно, антисоветские настроения были хорошо известны. Период «странной воины» закончился.
С августа 1940 г. по май 1941 г. немецкое командование организовало систематические авиационные налеты на города Англии, пытаясь заставить ее руководство выйти из войны. В результате за это время на Англию было сброшено около 190 тысяч фугасных и зажигательных бомб, а к июню 1941 г. на море была потоплена треть тоннажа ее торгового флота. Усилила натиск Германия и на страны Юго-Восточной Европы. Присоединение к Берлинскому пакту (соглашению Германии, Италии и Японии от 27 сентября 1940 г.) болгарского профашистского правительства обеспечило успех агрессии против Греции и Югославии в апреле 1941 г.
Италия в 1940 г. развивала военные действия в Африке, наступая на колониальные владения Англии и Франции (Восточная Африка, Судан, Сомали, Египет, Ливия, Алжир, Тунис). Однако в декабре 1940 г. англичане принудили итальянские войска к капитуляции. Германия поспешила на помощь союзнику.
Второй этап войны. Второй этап войны (22 июня 1941 г. – ноябрь 1942) характеризовался вступлением в войну СССР, отступлением Красной Армии и первой ее победой (битва за Москву), а также началом интенсивного формирования антигитлеровской коалиции. Так, 22 июня 1941 г. Англия заявила о полной поддержке СССР, а США почти одновременно (23 июня) выразили готовность оказать ему экономическую помощь. В результате 12 июля в Москве было подписано советско-английское соглашение о совместных действиях против Германии, а 16 августа – о товарообороте между двумя странами. В том же месяце в результате совещания Ф. Рузвельта (1882-1945) и У. Черчилля была подписана Атлантическая хартия, к которой в сентябре присоединился СССР. Однако в войну США вступили 7 декабря 1941 г. после трагедии на Тихоокеанской военно-морской базе Перл-Харбор. Развивая наступление с декабря 1941 г. по июнь 1942 г., Япония оккупировала Таиланд, Сингапур, Бирму, Индонезию, Новую Гвинею, Филиппины. 1 января 1942 г. в Вашингтоне 27 государств, находившихся в состоянии войны со странами так называемой «фашистской оси», подписали декларацию Объединенных наций, что завершило нелегкий процесс создания антигитлеровской коалиции.
Третий этап войны. Третий этап войны (середина ноября 1942 г. – конец 1943 г.) ознаменовался коренным переломом в ее ходе, что означало потерю стратегической инициативы странами фашистской коалиции на фронтах, превосходством антигитлеровской коалиции в экономическом, политическом и моральном аспекте. На Восточном фронте Советской Армией были одержаны крупнейшие победы под Сталинградом и Курском. Англо-американские войска успешно наступали в Африке, освободив от германо-итальянских соединений Египет, Киренаику, Тунис. В Европе в результате успешных действий на Сицилии союзники заставили капитулировать Италию. В 1943 г. окрепли союзнические отношения стран антифашистского блока: на Московской конференции (октябрь 1943 г.) Англией, СССР и США были приняты декларации об Италии, Австрии и о всеобщей безопасности (подписана также Китаем), об ответственности гитлеровцев за совершенные преступления.
На Тегеранской конференции (28 ноября – 1 декабря 1943 г.), где впервые встречались Ф. Рузвельт, И. Сталин и У. Черчилль, было принято решение об открытии в Европе в мае 1944 г. Второго фронта и принята Декларация о совместных действиях в войне против Германии и послевоенном сотрудничестве. В конце 1943 г. на конференции руководителей Англии, Китая и США аналогично был решен японский вопрос.
Четвертый этап войны. На четвертом этапе войны (с конца 1943 г. по 9 мая 1945 г.) шел процесс освобождения Советской Армией западных областей СССР, Польши, Румынии, Болгарии, Чехословакии и т. д. В Западной Европе с некоторым опозданием (6 июня 1944 г.) был открыт Второй фронт, шло освобождение стран Западной Европы. В 1945 г. на полях сражений в Европе одновременно участвовали 18 млн. человек, около 260 тыс. орудий и минометов, до 40 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, свыше 38 тыс. самолетов.
На Ялтинской конференции (февраль 1945 г.) руководители Англии, СССР и США решали судьбу Германии, Польши, Югославии, обсуждали вопрос о создании Организации Объединенных Наций (создана 25 апреля 1945 г.), заключили соглашение о вступлении СССР в войну против Японии.
Результатом совместных усилий явилась полная и безоговорочная капитуляция Германии 8 мая 1945 г., подписанная в предместье Берлина Карл-Хорст.
Пятый этап войны. Заключительный, пятый этап Второй мировой войны проходил на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии (с 9 мая по 2 сентября 1945 г.). К лету 1945 г. союзнические войска и силы национального сопротивления освободили все захваченные Японией земли, а американские войска заняли стратегически важные острова Иводзима и Окинава, нанося массированные бомбовые удары по городам островного государства. Впервые в мировой практике американцы произвели две варварские атомные бомбардировки городов Хиросимы (6 августа 1945 г.) и Нагасаки (9 августа 1945 г.).
После молниеносного разгрома СССР Квантунской армии (август 1945 г.) Японией был подписан акт о капитуляции (2 сентября 1945 г.).
Итоги Второй мировой войны. Вторая мировая война, планировавшаяся агрессорами как ряд малых молниеносных войн, превратилась в глобальный вооруженный конфликт. На его различных этапах с обеих сторон одновременно участвовало от 8 до 12,8 млн. человек, от 84 до 163 тыс. орудий, от 6,5 до 18,8 тыс. самолетов. Общий театр военных действий в 5,5 раза превышал территории, охваченные Первой мировой войной. Всего же в войну 1939-1945 гг. были втянуты 64 государства с совокупным населением в 1,7 млрд. человек. Потери, понесенные в результате войны, поражают своими масштабами. Погибло более 50 млн. человек, а если учитывать постоянно уточняющиеся данные по потерям СССР (они колеблются от 21,78 млн. до около 30 млн.), эта цифра не может быть названа окончательной. Только в лагерях смерти уничтожено 11 млн. жизней. Экономика большинства воевавших стран была подорвана.
Именно эти страшные итоги Второй мировой войны, поставившие на грань уничтожения цивилизацию, заставили активизироваться ее жизнеспособные силы. Об этом свидетельствуют, в частности, факт оформления действенной структуры мирового сообщества – Организации Объединенных Наций (ООН), противостоящей тоталитарным тенденциям в развитии, имперским амбициям отдельных государств; акт Нюрнбергского и Токийского процессов, осудивших фашизм, тоталитаризм, наказавших главарей преступных режимов; широкое антивоенное движение, способствовавшее принятию международных пактов о запрете на производство, распространение и применение оружия массового поражения и т. д.

Вопросы и задания.
1. Что вызвало Вторую мировую войну, какой была расстановка участвующих в ней стран?
2. Какие основные этапы она прошла.
3. Чем закончилась война, каковы основные ее итоги?
4. Как, на ваш взгляд, война повлияла на расстановку сил на международной арене после войны?


Ccылки на другие страницы
Познакомься с народом
Напишите мне


 
Hosted by uCoz