Раздел 4. Мир в новое время (XVII-XIX вв.). ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ЧТО НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ НЕ ВЕСЬ РАЗДЕЛ! ССЫЛКА НА ПРОДОЛЖЕНИЕ ВНИЗУ.  


Предварительные замечания
В результате освоения данного раздела студенты должны получить знания о ряде ключевых проблем истории XVII - начала XX в. Изучаются явления, события мировой истории, прежде всего, на примере прошлого Великобритании, Франции, Германии (германских государств), США.
Для более эффективного освоения материала следует выделить несколько основных проблем и сосредоточить на них своё внимание.
Первая из них - материальная, экономическая история периода модернизации традиционной экономики.
Вторая проблема - явления культурной жизни, влияние Реформации на массовое сознание и идеологию в XVII веке, постепенное становление и расцвет европейского Просвещения XVIII века, идейная жизнь того времени. Студент должен знать духовные принципы Века Просвещения, его главных идейных лидеров (Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо).
Третья проблема - общественно-политические изменения в Англии XVII - начале XVIII в. Студент должен проследить всю цепь кардинальных преобразований - от революции, через реставрацию Стюартов (1660-1688), к Славной революции (1688). Изучая главные проблемы реставрации 1660-1688 гг., выясните, как восстановленная монархия сохранила многие социальные достижения революции. Подумайте, почему была восстановлена монархическая форма правления? Укажите основные реформы периода. Славная революция и реформы конца XVII - XVIII веков - характерный пример эволюционных изменений политической системы в странах Запада.
Четвертый блок вопросов - политическая история континентальной Европы XVIII в. Следует обратить внимание на реформы просвещенного абсолютизма в странах Европы, которые непосредственно предшествовали Французской революции, начавшейся в 1789 г. Уже в ходе этих преобразований заметны попытки изменения сословной государственности. Безусловно, центральное значение для мировой истории нового времени имеет Французская революция конца XVIII века. История революции весьма подробно освещается в учебных пособиях. Важно структурировать полученную информацию и понять периодизацию революции, противоречивость оценок якобинского периода, влияние революции на дальнейшую историю Европы.
Пятый блок вопросов - история Северной Америки. Важно выяснить идейные, политические и экономические основы американского общества. Систематизируйте основные причины борьбы США и Великобритании. Проследите хронику создания независимого американского государства.
Шестая проблемма - история становления индустриального общества является классической темой в российской исторической науке. “Век техники” (формула Карла Ясперса) в европейской истории начинался именно в XVIII столетии. Студент должен систематизировать свои знания об эволюции промышленной экономики. Следует отметить, что современная российская наука отказывается от классовой интерпретации событий описываемого отрезка истории.
В качестве следующей проблемы можно выделить политическую историю первой половины XIX в. на Европейском континенте - наполеоновскую эпоху, период реставрации, июльской монархии, революции 1848 гг., 1850-1870-е годы. Их следует рассматривать как последовательные звенья одного исторического процесса. Студент должен обратить внимание на накопление позитивных социально-политических достижений при каждой смене правления (парламентаризм, права и свободы человека, законодательство о социальной защите трудящихся). При этом важно отметить противоречивость исторического процесса, сложность развития гражданского общества на Западе. Среди важнейших эпизодов XIX века следует отметить политическое объединение Германии и Италии, а также Гражданскую войну в США. Изучая духовную жизнь Европы этого периода, главное внимание следует уделять становлению основных идеологических систем. Ими были:
либерализм (индивидуальная свобода человека - превыше всего);
консервативная идеология (преклонение перед традициями, осуждение революционных способов изменения общества);
социализм (внимание к общественным интересам и ценностям);
национализм (от национального романтизма к убеждению в исключительных правах только одного народа на власть).
Отдельный блок вопросов - последняя треть XIX в. - начало XX в. была временем стремительных изменений в энергетической, научной, технической сферах. Студент должен, продолжая начатую ранее хронологическую таблицу, зафиксировать новые явления в экономике, непосредственно повлиявшие на общественные, внутри и внешнеполитические процессы. Взаимозависимость различных регионов мира в период, предшествующий первой мировой войне, вышла на новый качественный уровень. Складывается массовое и стандартизированное производство. Нельзя не заметить метаморфозы в культуре, искусстве, литературе. В них, в частности, заметно начало становления массовой культуры.


Задание 1. Текст 1. Преддверие Английской революции.
С. Кондратьев «Английская революция XVII в.» (Отрывки в сокращении)
В 1603 г., отходя в мир иной, королева Елизавета Тюдор (прав.1558-1603), поставившая Англию вровень с другими европейскими державами, завещала корону своему ближайшему родственнику Якову VI Стюарту, королю Шотландии (1567-1625), сыну когда-то казненной её Марии Стюарт.
Новый монарх, который будет править в Англии под именем Якова (Джеймса) I (1603-1625), стал, таким образом, держателем трех корон – Шотландии, Ирландии и Англии. Политический порядок и управление на всей территории Британии были далеки от единообразия. Наиболее унифицированным и управляемым королевством была Англия. После разрушительной войны Роз второй половины XV в. Тюдоры положили немало сил, чтобы упрочить контроль над страной. Они сделали королевскую власть источником благ и благодеяний, только служа которой можно было изменить свой социальный статус.
На вершине социальной и политической пирамиды находился монарх. Тюдоры и ранние Стюарты воспринимали власть как Божий дар, позволяющий им вести подданных по заведомо верному пути. Монархи не с кем не хотели делить свой суверенитет и решительно пресекали попытки порассуждать о его границах. Божественное происхождение королевской власти никем не оспаривалось. В теории он мог обкладывать подданных налогами, прощать преступников, единолично решать вопросы войны и мира, регулировать торговлю, закрывать и открывать порты, натурализовывать иностранцев, узаконивать бастардов, давать различные хартии, привилегии и титулы, назначать должностных лиц. Его суверенное слово становилось законом, принимая по согласию с парламентом форму статута.
Странным образом представление о безграничности королевской власти в головах подданных и самих монархов уживалось с практическими, реально существующими и, что ещё удивительнее, декларируемыми ограничениями. Во время коронации государь приносил присягу «исполнять законы и обычаи страны» и подтверждал все ранее дарованные привилегии. В провинциальных графствах главными проводниками решений короны были шерифы, королевские наместники (лорды-лейтенанты) и мировые судьи.
Кроме ординарных органов при Елизавете Тюдор и ранних Стюартах в провинциях постоянно работали экстраординарные комиссии, призванные ограничить торговлю зерном, противодействовать пиратству, бороться и бедностью и т.д. Королевская власть, таким образом, в достаточной мере контролировал страну, этот контроль не мог быть всеобъемлющим. Английские города сохраняли самоуправление. Продолжали избираться сельские констебли. Да и шерифов и мировых судей корона назначала из числа наиболее влиятельных и авторитетных провинциальных семей. Порядок в стране базировался на консенсусе и сотрудничестве короны с элитами провинций и на традиционном почтительном уважении к суверенной власти монарха.
В предреволюционной Англии отношения Стюартов с Парламентом часто не складывались. При Карле I (сыне Якова I Стюарта, прав. 1625-1649) явственно обозначилась тенденция к закрытости двора и круга лиц, с которым он вырабатывал важные решения. Не удивительно, что, когда представители элит, не имевшие возможности влиять на политику монарха, становились депутатами парламента, они использовали его трибуну для резкой критики королевской политики и должностных лиц короны. Парламентарии желали «лечить раны королевства», поэтому каждый парламент начинал свою деятельность с формирования перечня жалоб и обид, которые затем в виде ремонстраций и петиций, таких как, например, «Апология палаты общин» (1604), направлял королевской власти. Члены Парламента обладали привилегиями свободы слова и свободы от ареста, поэтому, несмотря на протесты правительства, депутаты постоянно обсуждали проблемы государства, выступая в защиту «древних вольностей», осуждая злоупотребления и четко определяя границы королевских прерогатив. Однако не следует преувеличивать значения этих славословий и характеризовать депутатскую риторику как «оппозиционные» действия. Но, если критикам удавалось заменить критикуемых, то они почти всегда тут же предавались возмущавшему их раньше лихоимству.
Монарх собирал парламент, когда нуждался в нем. И если законодатели сильно отклонялись от предложенной им повестки, король нередко приглашал представителей палат в Уайтхолл (королевский дворец), где пространно и раздраженно напоминал депутатам об их «обязанностях» и «ответственностях». Монарх мог наложить на законопроект свое «вето», но уже в предреволюционное время редко прибегал к этому праву.
ПАРЛАМЕНТ
Среди влиятельных и авторитетных органов Англии парламент был самым влиятельным и авторитетным. Авторитет парламента основывался на том, что в сознании англичан две его палаты представляли всех подданных королевства. Корректируя тюдоровскую концепцию суверенной власти, отдельные авторы писали о принадлежности суверенитета королю совместно с парламентом, или, точнее, «королю в парламенте».
В течение веков укреплялась законодательная роль парламента и росло его значение в качестве представителя интересов нации. Однако до революции институционализация парламента ещё не завершилась. Одному королю принадлежало право созыва и роспуска парламента. Никакой периодичности в парламентских сессиях не существовало. Решения парламента утверждались королем. До революции парламент не раз критиковал политику короны и ее должностных лиц, но он не был оппозиционен королевской власти.
Корона видела в палате общин, прежде всего, инструмент, дающий ей право собирать налоги, что повышало статус нижней палаты. Сбор налогов считался в Англииэкстраординарной мерой, к которому следовало прибегать, только при наличии угрозы безопасности королевства. В ответ на частые обращения королевской власти за финансовой поддержкой парламент посягал на те сферы, которые относились к королевской прерогативе. В 1620-хгг.общины все чаще и чаще стали обсуждать злоупотребления должностных лиц и требовать их импичмента.
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Существенное беспокойство власти доставляла непростая религиозная ситуация в трех королевсктвах. Страстная непримиримость в убеждениях, готовность стоять на своем, нетерпимость к религиозному инакомыслию, ксенофобия являлись главными угрозами политической стабильности.
После того как Тюдоры провели Реформацию в Англии, а король стал главой англиканской церкви, церковь стала важнейшей частью управления и инструментом поддержания политического и социального порядка. Англиканская церковь сделалась кальвинистской по догматике. Но Англиканская церковь сохранила епископат, некоторые ритуалы и облачения, за что её порицали сторонники дальнейшего продвижения дела Реформации, ПУРИТАНЕ. Все епископы, архиепископы и значительная часть приходского духовенства назначалась королем, в силу этого они проводили в жизнь установки, полусченные от короны.Серьезное беспокойство доставляли пуритане. У пуритан долгое время не было доктринальный расхождений с официальной церковью. Но они не были согласны с тем, что духовная сфера подчинена светской и король является главой церкви. Они выражали недовольство ее устройством. Пуритане добивались, чтоб духовенство во время службы не носило богато украшанных риз и одежд. Главным способом духовного просвещения начеления они считали не молитвенник и службу, а совместное или индивидульное чтение Священного Писания и проповедь. Пуритане не принимали иерархически выстроенную официальную церковь во главе с королем, епископами и прелатами и полагали, что светская власть должна быть отделена от церковной.
Одна группа пуритан (пресвитариане) по примеру кальвинистской Женевы добивалась того, чтобы церковная организация строилась на принципах выборности общинами светских старейшин и пасторов (пресвитеров).
Другое направление представляли конгреционисты, или индепенденты, отвергающие любой официально установленный религиозный порядок. Пресвитериане хотели преобразовать существующую церковь изнутри, а индепенденты сознательно выводили себя за её пределы. Они пропагандировали широкую веротерпимость и свободу совести. Любое государственное управление в церковной сфере индепенденты расценивали как деспотизм. В начале XVII в. индепенденские конгрегации, спасаясь отрелигиозного преследования, организовали широкий отъезд своих сторонников в Америку.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Яков I придерживался мирной внешней политики. В 1604 г. он заключил мирный договор с Мадридом, закончив почти двадцатилетнюю войну. Договор дал возможность купцам торговать в испании, не боюсь преследований инквизиции. Однако рынки испанских колоний в Америке, о которых англичане давно мечтали, продолжали оставаться для них закрытыми. В дальнейшщем король во что бы то ни стало стремился удержать Англию от втягивания в конфликт. В то время как большинство его протестантских подданных надеялись, что Англия будет продолжать политику Елизаветы и бороться с Конрреформацией, король полагал, что назревающий в Европе конфликт между государствами Протестантской унии и Католической лиги (30-летняя война) должен быть разрешен с помощью переговоров. За несколько месяцев до смерти под давлением общества, сына и фаворита Якав I был вынужден начать войну. В том же году Карл женился на французской принцесссе Генриетте Марии. Для большинства англичан французская католичка была ничем не лучше испанской (на которой собирали женить наследника ранее). Брачный договор предполагал разрешение католической мессы в личной часовне королевы и послабления в отношении католиков. В пораженной ксенофобией стране это вызвало новые страхи и подозрения.
КАРЛ I
Карл I Стюарт (1625-1649) последовательно разделял идею о божественном характере монархической власти. Всякое несогласие он воспринимал как покушение на королевкое величие. Он упорно стоял на своем и гнул свою линию, когда в это не было большой необходимости. Но после длительного упорства мог вдруг проявить слабость.
В 1629 г. собралась последняя сессия предреволюционного времени, которая потребовала от короля прекратить сбор некоторых традиционных пошлин, не согласованных с парламентом. Парламентарии бурно обсуждали состояние религии в стране, которой, как им казалось, угрожают проповеди близких королю священников и церковные назначения. Депутаты заявили, что именно парламенту принадлежит «полная власть» определять религию. Они подготовили ремонстрацию. Карл Стюарт был вынужден распустить парламент, не получив субсидии. Четырнадцать самых красноречивых и сроптивых членов парламентаподверглись тюремному заключению.
Следующие одинадцать лет Карл I обходился без парламента. За это время возникшие в первые годы правления трещины между ним и обществом превратились в непреодолимые рвы. Лишившись возможности получать финансовую помощь от подданных, Карл не мог продолжать войну. Мир с Испанией был встречен как поражение протестантского дела и шокоровал даже нескольких приближенных монарха. Длительное беспарламентское правление Карла, сомнительные способы получения денег от подданных давали современникам повод подозревать короля в авторитаризме или даже деспотизме.
Распоряжения Карла относительно Шотландии вызвали там широкое недовольство аристократии и дворянства. Он нуждался в увеличении финансовых поступлений и распорядился вернуть все земельные пожалования короне и церкви, которые были сделаны от имени шотландских королей с 1540 г. В 1636 г. Карл послал рекомендацию шотландским епископам руководствоваться в богослужении англиканским молитвенником. Были изданы каноны для шотландской церкви. Желание Карла ввести церковное единообразие в пределах всего острова подтолкнуло пресвитерианских священников и старейшин к объединению. Пробудилось национальное чувство, которому, как казалось, угрожают английские порядки. Летом и осенью 1637 г. в Эдинбурге прошли первые народные волнения, сопровождаемые насилием против епископов. Шотландский Тайный совет советовал королю приостановить действие молитвенника,но Карл осталмся непреклонен. Он повелел Тайному совету покинуть Эдинбург, ввести молитвенник и наказать мятежников. 19 февраля 1638 г.королевская прокломация была оглашена… на улицы высыпали толпы протестующих. В марте 1639 г. ковенантеры (сторонники нацтионального Ковенанта в Шотландии – соглашения об объединении для защиты религии) захватили несколько крепостей, среди которых оказался Эдинбургский замок. К маю 1639 г. королевская армия была сосредоточена у границ Шотландии, но она имела слабую мотивацию. Армия шотландцев была лучше подготовлена.
В сентябре 1639 г. в Лондон прибыл отозванный королем из Ирландии Страффорд (лорд-наместник Ирландии). На одном из заседаний комитета он впервые высказал мысль о необходимости для продолжения войны созвать английский парламент. Депутатов созвали, чтобы они дали денег для продолжения войны. Этот парламент за непродолжительность работы (около двух недель) получил название «Короткого». В начале мая Карл не дождавшись субсидий распустил Парламент и продолжил войну.
ВОПРОСЫ:
1. Как вы оцениваете политику первых Стюартов (Якова I и Карла I)? Какие видите в ней положительные и отрицательные моменты? Как эта политика сказаласьна развитии обшества?
2. Сравните политику Якова и Карла, какие изменения произошли? Кто из этих монархов вам больше импонирует, почему?
3. Какие основные проблемы существовали во взаимоотношениях королей и английского парламента в этот период? Назовите не менее трех проблемных вопроса, вокруг которых происходили столкновения, дебаты.
4. Почему произошла война с Шотландией? Какую роль она сыграла в подготовке революции? Как, на ваш взгляд, должен был действовать Карл?


Задание 2. Английская революция 1640-1660 гг.
Оливер Кромвель.
Прочитайте в любом учебнике по истории Нового времени или энциклопедии главу об английской революции, обратите внимание на роль в ней О.Кромвеля.
Прочитайте различные характеристики Кромвеля, данные его современниками – сторонниками, противниками и историками, а также высказывания самого Кромвеля.
«Однажды утром я вошел в палату и увидел говорившего джентльмена, которого не знал. Он был очень скромно одет в простой суконный костюм, сшитый, по всей видимости, плохим деревенским портным, его бельё было из простого полотна и не очень чистым… лицо было одутловатое и красное, голос – резкий и неприятный, но речь его была полна пыла…» (Филип Уорик, роялист и придворный Карла I)
“Он особенно заботился о наборе в свой отряд религиозных людей. Эти люди обладали большим пониманием, чем обычные солдаты, и поэтому больше представляли важность и последствия войны. Они воевали не ради денег, а во имя того, что считали своей целью, - общественного блага» (проповедник Рой Бакстер о принципах пополнения отряда Кромвеля)
«Многие отряды лорда Манчестера прибывают ко мне в очень плохом и мятежном состоянии… Наличных средств совершенно недостаточно для их содержания. Мои отряды растут… Я прошу не для самого себя. Мои личные средства совершенно незначительны, чтобы помочь моим солдатам. Я надеюсь на Господа. Я готов пожертвовать своей шкурой, так же как и мои солдаты. Положитесь на их терпение, но не злоупотребляйте им» (Из письма Кромвеля в Лондон по поводу содержания войска).
«Человек этот – мудрая и деятельная голова, всеобщий любимец, истово верующий и отважный. Зная его, … большинство солдат поступают к нему на службу» (Отзыв современника, 1643 г)
«Наши победы говорят о расположении к нам всевышнего… Отнесите всю славу Господу, он наша сила, в Нём наша надежда». «Я надеюсь показать себя честным и добросердечным человеком» (Из речей и писем Кромвеля).
«Я полагаю, в эту ночь было предано мечу не менее 2 тысяч человек.100 человек, укрывшихся в колокольне, были сожжены заживо. Около 1000 человек, искавших убежища в самой церкви, были убиты на месте… Я убежден, что это был справедливый приговор Господа этим варварам» (сообщение Кромвеля в Лондон о взятии ирландской крепости Дрогеда в 1649 г.)
«Кромвель… воздвигал, хотя и неправильным образом, основание превосходной системы. Никогда дотоле не пользовались англичане религиозною свободой и свободой прений в таких широких размерах. Никогда национальная честь не поддерживалась с таким достоинством извне, никогда судебная власть не проявлялась так благородно изнутри государства…» «Мы знаем, что хорошая Конституция бесконечно лучше самого лучшего деспота. Но мы подозреваем, что в то время, взаимное ожесточение религиозных и политических партий делало прочное и счастливое устройство почти невозможным. Выбор предстоял не между Кромвелем и свободой, а между Кромвелем и Стюартами».

ЗАДАНИЕ. Опираясь на эти отрывки, составьте характеристику этого политического деятеля. Постарайтесь последовательно отразить сведения о биографии, формирование взглядов, личных качествах, принципах и идеалах, способах достижения целей, интересы какой социальной группы выражал, противоречия во взглядах и деятельности, его роль в истории, ваше отношение к этому деятелю.

Задание 3. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Текст 2. Б. Хегглунд. Общие предпосылки Просвещения.
Если рассматривать понятие Просвещения в широком смысле слова, можно сказать, что на континенте его эпоха совпадает с XVIII веком. В это время происходит всестороннее научное и общекультурное преобразование.
Рассматриваемая эпоха означает прорыв в новое время. Новое мировоззрение начинает оказывать влияние на развитие культурной жизни, выдвигает новые идейные предпосылки. Для того чтобы яснее понять значение этого коренного преобразования, важно по некоторым направлениям сравнить его с прежней традицией и ее основными научными идеями.
Философское мышление претерпевает коренные изменения под влиянием новых обширных философских систем, а также новой академической философии, которая в течение XVIII века приходит
на смену схоластике в немецких университетах (ТОМАЗИЙ, ВОЛЬФ).
Раньше духовный мир, обретающий обобщенное выражение в Боге, «ens supermini», рассматривался как высшая и первичная реальность. Сейчас взгляды обращаются к эмпирическому восприятию чувственного мира в его многообразии. На смену прежней, имеющей объективное направление, философии приходит подчеркивающая полезность вещей практическая жизненная мудрость, главная цель которой — научить человека понимать и подчинять себе окружающий мир, а также достичь счастья во всем мире (так называемая придворная философия).
Прежнее мышление исходило из объекта; метафизика имела целью объективное понимание глубинных связей реальности. Новая философия исходит из субъекта как первичного в познании. Самосознание, внутреннее переживание рассматривается как фундаментальный и наиболее очевидный фактор, непосредственно связанный с мыслящим и чувствующим субъектом. Тем самым задана тенденция к рационалистическому мышлению: есть стремление предложить объяснение мира, исходя из принципов человеческого разума.
Одной из важнейших предпосылок мировоззрения эпохи Просвещения, и тем самым современного мышления, является новое понимание науки. Философия больше не рассматривается
как «ancilla theologiae». Наука освобождается от зависимости от теологии и схоластической метафизики и основывается на наблюдении за опытом и на рациональных принципах. Так (отчасти уже в течение XVII века) вырастает так называемая естественнонаучная система, построенная на представлении о том, что гуманитарное знание, религия и мораль, право и обществоведение могут быть построены на определенных заложенных в разуме принципах, общих для всех людей и всех времен. Это знание разума рассматривается как автономное, не искаженное первородным грехом, но непосредственно и во всех выводах доступное всем.
Вероятно, еще более глубоким было изменение, произошедшее в сфере естественных наук. Началось использование механико-математического метода с большей, нежели прежде опорой на эмпирическое наблюдение.
Новое естествознание влечет за собой изменение картины мира. В центр интереса становится эмпирическое исследование окружающего мира. Лишь в XVIII веке становится общепринятым понимание солнечной системы, предложенное Коперником еще в XVI веке. Земля — больше не центр мироздания; человек в новом мировоззрении становится лишь песчинкой во Вселенной, но в то же время, благодаря своему разуму, он подчиняет себе эту Вселенную.
За этой новой картиной мира стоит убеждение в способности человеческого разума охватить мир и овладеть им, установить законы миропорядка, а также правила человеческого общежития.
Рационалистическое объяснение природы и рационалистическое нравственное учение возникают как последствия нового отношения. Для эпохи Просвещения характерна наивная вера в человека и
его возможности.
В области правоведения новое направление намечают ГУГО ГРОЦИЙ и САМУИЛ ПУФЕНДОРФ — основоположники современного естественного права. Прежняя протестантская традиция также говорила о естественном праве или естественном законе. Но под ним понимали вложенное в сердце человека при сотворении знание о правильном пути, идея естественного закона рассматривалась в контексте откровения и библейского взгляда на человека. Естественное право эпохи Просвещения эмансипировано. Оно строится на представлении о том, что в человеческом разуме заложены определенные правовые принципы, составляющие общее для всех основание государственного правосудия. Мораль основана на автономном разуме.
Нарушена связь между откровением и естественным законом. Подобное преобразование происходит и в отношении к государству.
Прежняя идея сменяется представлением о секуляризированном государстве, которое
считается основанным по соглашению между людьми (ТОМАС ГОББС). ЕГО целью является «saulus publica», всеобщее благо. Таким образом, новое понимание государства построено на оптимистической вере в разум; человек способен организовать государственную власть таким образом, чтобы она служила
всеобщему благу.
Основной тенденцией богословия эпохи Просвещения является «гуманизация» христианства, его заключение в антропоцентрические рамки. От богословия требуют, чтобы оно могло приносить пользу человеку, а его истины находились бы в гармонии с общепризнанными принципами разума. Преобладают мирские цели: из религии, прежде всего, стремятся извлечь земное счастье и разумную нравственность.

Вопросы:
1. Какой век обычно называют «веком Просвещения»?
2. Выделите кратко (по одной строчке) три главные идеи эпохи Просвещения.


Ccылки на другие страницы Познакомься с народом
РАЗДЕЛ 4. Часть 2


 
Hosted by uCoz